От автора

Эта книга не является регламентированным учебником по звукозаписи и звукорежиссуре, хотя студенты, обучающиеся нашей профессии на отделении звукорежиссуры факультета экранных искусств Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, и на кафедре звукорежиссуры Гуманитарного университета профсоюзов, с успехом пользуются составленными на основе книги учебными пособиями.
Эта книга не является справочником, базирующимся на личном, пусть и богатом, опыте автора. Приобретавшийся в конкретных условиях аппаратно-студийных комплексов Петербургской студии грамзаписи, в работе с артистами, из которых, увы, «иных уж нет, а те далече…», этот опыт не может являть универсальную рецептуру, ибо есть риск подставить под удар профессиональные начинания молодых коллег, действующих в отличающихся обстоятельствах.
Пожалуй, книга обращена к тем, кто посвятил себя нашему делу, получив хотя бы начальное профессиональное образование. Надеюсь, такой читатель будет относиться к написанному с искренним и непрагматическим любопытством, чувствуя себя во многом на равных с автором. А последнее как раз входит в задачу, ибо книга эта — всего лишь сборник методов: методов вникания в профессию, методов анализа фонографий, методов построения звуковых картин.
Именно знакомство со звукорежиссёрской методикой автора я предлагаю моим коллегам.
Занимаясь музыкальной звукорежиссурой более 35 лет, я, есте­ственно, не мог избежать в книге регулярного апеллирования к во­просам, связанным преимущественно с музыкальными звуковыми объектами, музыкальными жанрами и музыкальной звукописью.
Постоянное общение со студентами, имеющими в прошлом исключительно гуманитарную, музыкальную подготовку, воспи­тало у меня привычку объяснять чисто технические вопросы не формальными, а образными, порой примитивными, методами. Думаю, это не оскорбит читателей, имеющих достаточное техническое образование.
Второе издание книги «Звуковая картина» дополнено главой, связанной с многоканальными системами звукопередачи. Также расширена глава «Фоноколористика», в соответствующей части которой более подробно рассматриваются современные способы специфической обработки звука.
В этой редакции читатель познакомится с методикой ре­ставрации архивных записей, чья несомненная художественная ценность требует переиздания на современных звуконосителях.
Надеюсь, что прочтение этой книги хоть в малой степени будет способствовать профессиональному углублению моих коллег и студентов.
Обращаюсь с благодарностью к рецензентам, справедливые замечания которых учтены при окончательном редактировании рукописей.