Предисловие

Пособие, которое вы держите в руках, необычно. Его задача — помочь ученикам фортепианных классов в их домашних занятиях. Пособие ориентировано в основном на учащихся 3–6-х классов музыкальных школ, но пользоваться им могут и те, кто занимается в различных студиях, берет частные уроки или даже осваивает инструмент самостоятельно.

Обычно ученик встречается с педагогом дважды в неделю по часу, получает задание, отправляется домой и на два–три дня остается в одиночестве. Что он делает дома? Хорошо, если родители играют на рояле, тогда они могут ему помочь, подсказать что-то. А если нет? Нередко на следующем уроке педагог видит, что от результатов предыдущего занятия почти ничего не осталось, и приходится второй и третий раз проделывать одну и ту же работу.

Значит, вам нужно не просто учиться играть. Вы должны научиться самостоятельно заниматься, чтобы каждый день получать хотя бы маленький результат и знать, что завтра он не исчезнет. Выучить пьесу — значит решить множество задач: простых, сложных, иногда очень сложных, но разных. Важно научиться видеть эти задачи, отделять одну от другой и решать проблемы по очереди. Даже студенты консерватории порой не могут ясно ответить на вопрос: «Что ты делал дома?» Кто-то из них ответит: «Я играл, повторял много раз, старался сыграть лучше». Но что значит лучше? Для чего повторять, как повторять, сколько раз?

Предположим, вы садитесь заниматься и проводите за инструментом один час. Есть ли у вас ясная цель? Что можно сделать за час? Лучше браться за такую задачу, которую можно решить до конца, тогда итог работы не потеряется и завтра можно браться за новую задачу.

Но для того чтобы ставить задачу и оценить свои успехи, нужен определенный опыт и умение посмотреть на себя со стороны. Ученик все-таки нуждается в советах. Кроме того, юным музыкантам полезно иметь дома «звучащие подсказки»: чтобы понять, чего добиваться в занятиях, полезно слушать, как правильно играть, и желательно — много раз. Обычных компакт-дисков с записями великих музыкантов недостаточно. На них можно услышать произведение от начала до конца в концертных темпах, но там не найти фрагментов мелодии или деталей аккомпанемента, сыгранных медленно и ясно, и не видны руки исполнителя.

Поэтому пособие состоит из книги с пояснениями и нотными примерами, а также видеодиска, на котором все примеры исполнены и прокомментированы. Текст в книге и видеоуроки не повторяются, а дополняют друг друга.

Понятно, что в одном пособии невозможно охватить весь учебный репертуар, он необъятен. Но проблемы и задачи, с которыми встречаются ученики, чаще всего одни и те же.

Работа над произведением, как правило, начинается с общего знакомства, прослушивания, попыток прочесть с листа. Так мы можем уловить характер, настроение пьесы, попутно отмечаем трудности (трудно все, что не выходит с третьего раза). После этого начинается собственно разучивание. Есть точное и меткое слово: разбор. Мы и в самом деле разбираем произведение на части (по вертикали и по горизонтали), разглядываем, из чего состоит музыкальная ткань, исследуем и усваиваем каждый элемент в отдельности. После этого начинается сборка: детали нужно соединять друг с другом в одновременности и последовательности. Разумеется, в реальной работе эти этапы чередуются многократно. Отделать деталь можно только тогда, когда понимаешь, как она включается в целое, и наоборот: смысл целого не ясен до конца, пока не видишь всех деталей.

Пособие построено в соответствии с традиционной логикой разучивания: сначала — работа над мелодией, затем над аккомпанементом, их соединение, построение целого произведения. В особый раздел вынесена работа над полифонией. Заключительная глава посвящена проблемам педализации.

Примеры взяты из следующих произведений: И. С. Бах. Маленькие прелюдии ре минор (№ 5) и соль минор (№ 10) из «Двенадцати маленьких прелюдий». И. С. Бах. Двухголосные инвенции ми мажор (№ 6) и фа мажор (№ 8). П. И. Чайковский. Камаринская, Полька, Старинная французская песенка, Мужик на гармонике играет из «Детского альбома». Р. Шуман. Пьеса № 21 (без названия), Воспоминание из «Альбома для юношества». Ф. Мендельсон. Песня без слов № 9 ми мажор, op. 30 № 3. Э. Григ. Ариетта, op. 12 № 1. Й. Гайдн. Соната (дивертисмент) до мажор, Hob XVI/1, 1-я часть.

В разделе, посвященном работе над целым и понятию о музыкальной форме, три произведения исполнены целиком: И. С. Бах. Маленькая прелюдия ре минор. Р. Шуман. Альбом для юношества, пьеса № 21. Й. Гайдн. Соната до мажор, 1-я часть.

Тем, кто играет пьесы из этого списка, пользоваться пособием легко: нужно просто читать и слушать все, что относится к данной пьесе, и повторять. Остальным будет сложнее. Придется прочитать, послушать, понять, в чем состоит задача, и применить все это к своему репертуару. Для этого требуется самостоятельность, наблюдательность, умение найти общее в разных произведениях, но ведь мы для того и учимся, чтобы стать более самостоятельными в музыке.

Еще раз необходимо подчеркнуть: в центре внимания — задачи, которые встают перед учеником при работе над любым репертуаром. Разделение на «уроки» в достаточной мере условно: решение каждой задачи требует своего времени.

При первом знакомстве с пособием рекомендуется сначала прочитать урок, проиграть хотя бы вчерне нотные примеры, затем посмотреть соответствующий видеоурок, заглядывая в ноты. В дальнейшем вы сможете легко найти тот материал, который вам понадобится для повторения. Возможности DVD-проигрывателей позволяют многократно воспроизводить нужный фрагмент диска, это бывает полезно в занятиях.

Пособие не предназначено для начинающих, поэтому вы не найдете здесь ни основ нотной грамоты, ни объяснений музыкальных терминов. Автор рассчитывает на читателей заинтересованных, увлеченных музыкой, проявляющих творческое начало. У таких учащихся наверняка должны быть и необходимые словари, и учебники.

Отметим, что в пособии практически не затрагиваются вопросы фортепианной техники. Это связано с тем, что работа над техникой — дело сугубо индивидуальное, и в этом никто не может заменить учителя, непосредственно работающего с учеником.

В качестве приложения к пособию на диске помещена небольшая нотная библиотека из популярных и не очень известных произведений школьного репертуара. Ноты в формате pdf распределены по нескольким папкам, названным по фамилиям композиторов, их можно просмотреть и распечатать при помощи персонального компьютера, для этого нужна широко распространенная программа Adobe Reader. Более подробные сведения содержатся в файле ReadMe.txt на диске.

 

Создатели пособия выражают глубокую признательность директору Санкт-Петербургского хорового училища им. М. И. Глинки С. Ю. Дзевановскому за предоставление помещения для съемок.

Автор приносит благодарность методисту Учебно-методического центра по образованию Комитета по культуре Санкт-Петербурга Н. Б. Резник, которая внимательно прочитала рукопись и высказала ряд ценных советов.