Завещание великого Гарсиа

Имя Мануэля Гарсиа (младшего) известно всем, кто занимается вокальным искус ством. Один из самых именитых, авторитетных и прославленных педагогов, он сформулировал свои взгляды полно и обоснованно.

Мануэль Патрисио Родригес Гарсиа (1805–1906) происходит из семьи потомственных певцов и музыкантов. Его отец — Мануэль дель Пополо Висенте Гарсиа (1775–1832), оперный певец (тенор), вокальный педагог, композитор и музыкант (гитарист). В 1808–1825 гг. пел в оперных театрах Парижа и Лондона. Стал первым исполнителем партии графа Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Россини (в расчете на него композитор и писал партию). Гарсиа-отец сочинил несколько комических опер и тонадилий; одна песня из тонадильи «Мнимый слуга» была впоследствии использована Бизе в опере «Кармен».

Учениками, прославившими Гарсиа как педагога, стали его дети Мануэль, Мария и Полина. Семья жила в Мадриде, Неаполе, Париже, Лондоне. Мария Малибран (1808–1836), колоратурное меццо-сопрано, прожила недолгую жизнь, но еще при жизни стала легендой оперной сцены. Полина Виардо-Гарсиа (1821 — 1910), меццо-сопрано, была не только прославленной певицей, но и вокальным педагогом, преподавала в Парижской консерватории, а также сочинила ряд романсов и комических опер.

В 1825–1827 гг. семья гастролировала в США и Мексике. В 1825 году в Нью-Йорке Мануэль Гарсиа-сын дебютировал как оперный певец (по одним данным — баритон, по другим — бас). А уже в 1829 году он оставил сцену и начал педагогическую деятельность в вокальной школе отца в Париже.

Чтобы получить место преподавателя в Парижской консерватории, Гарсиа должен был представить в Институт Франции в письменном виде свои взгляды на предмет обучения пению. Так возник его трактат «Заметки о человеческом голосе» («Memoire sur la voix humaine», 1840), до сих пор сохраняющий свою важность. В этом труде были сопоставлены имевшиеся на то время исследования о функциях голоса. Гарсиа опирался на работы немецкого физиолога, боннского профессора Иоханесса Мюллера (1801–1858): «Исследования человеческого голоса», «Словарь по физиологии человека». Вместе с тем он понимал, что требуется дальнейшее научное исследование голосового аппарата, и поступил на работу в больницу для того, чтобы иметь возможность изучать голосообразующий орган — гортань.

Труд «Заметки о человеческом голосе» открыл перед Гарсиа двери Парижской консерватории, где он преподавал с 1842 по 1850 г. В 1848–1895 гг. М. Гарсиа был профессором Королевской академии музыки в Лондоне.

В 1847 г. вышло «Полное руководство по искусству пения» («Traité complet de l’art du chant») — научно разработанная вокальная методика, имевшая большое значение для развития вокальной педагогики.

Исследования Гарсиа-ученого в 1855 году увенчались изобретением ларингоскопа — прибора для изучения гортани. За это изобретение Гарсиа была присуждена степень доктора медицины.

Параллельно с Гарсиа вели большую педагогическую деятельность его современники Жильбер-Луи Дюпре, профессор Парижской консерватории, автор учебника «Искусство пения» («L’art du chant», 1855), и Франческо Ламперти, профессор Миланской консерватории, автор «Теоретико-практического руководства по изучению пения» («Guida teoricopraticaelementare per lo studio del canto», 1854) и других работ. Дюпре — яркий представитель французской школы пения. (Между прочим, он считал, что певцу ни к чему знания об устройстве голосового аппарата — достаточно полагаться на певческие ощущения.) Ламперти — сторонник старой итальянской школы bel canto, видевший свое предназначение в том, чтобы сохранить традиционные методы преподавания пения в эпоху «упадка» оперного искусства.

Гарсиа же, сознавая, что оперное искусство XIX века ставит перед вокальной педагогикой новые задачи, стремился к синтезу старой итальянской школы и французской вокальной школы, учитывая при этом открытия в области физиологии голоса. Основные постулаты вокальной методики Гарсиа состоят в следующем. Маэстро не верил в обучение только лишь посредством певческих ощущений звука и резонанса, и утверждал, что певец должен иметь представление о работе голосового аппарата и понимать принципы звукообразования.

Он постарался четко разделить функции различных органов голосового аппарата; пришел к выводу, что гортань (и конкретно — голосовая щель) и органы, расположенные выше гортани («надставная труба»), имеют разные функции в образовании тембра голоса. Первоначальный тембр, возникающий на уровне голосовой щели, не похож на тембр голоса при выходе воздушной струи из «надставной трубы». Гарсиа первый увидел разницу между звуком в момент образования его в источнике — голосовой щели — и его видоизменениями при дальнейшем движении через вокальный аппарат. Он описал различные типы смыкания голосовой щели и на основании исследований утверждал, что сильное смыкание связок («сжатие» голосовой щели) дает яркий исходный звук, требующий минимального расхода воздуха. Анатомическое строение гортани, состоящей из хрящей и мышц, позволяет менять форму голосовой щели, что влияет на тембр звука при его возникновении.

Новым было понятие Гарсиа об атаке голоса, то есть начале певческого звука. Он считал, что началом служит «удар голосовой щелью». И этот удар (жесткая атака) предопределяет качество дальнейшего звучания.

«Надставная труба» производит дальнейшее изменение тембра. Но и она сама подвержена воздействию гортани. При повышении звука происходит также и поднятие гортани. При высоком положении гортани сокращается длина голосового тракта и возникает светлый тембр голоса. Низкое положение гортани удлиняет голосовой тракт, что по законам физики приводит к усилению в звуке низких частот, и голос приобретает темный тембр. Низкую гортань Гарсиа учил применять вместе с жесткой атакой звука. Идеалом звучания Гарсиа считал округлость и бархатистость, возникающие при опущенной гортани и увеличенной глотке.

Гарсиа придерживался системы двух регистров для мужских голосов (не был сторонником чисто грудного звучания на всем диапазоне), а для женских разработал систему трех регистров. Данная теория стала эталоном в последующем образовании.

Участок голосового диапазона Гарсиа связывает со способом звукообразования, и оба эти понятия носят одно название — регистр. Причину различий регистров он видит в механизме звукообразования. По поводу настройки звучания голоса с помощью разных регистров он указывает, что и в головном, и в грудном регистрах существуют естественным образом хорошо озвученные ноты.

Наконец, Гарсиа полагал, что правильное пение начинается с правильного положения тела.

Профессор Гарсиа-младший обучил пению множество замечательных певцов, среди которых прославленные артисты Женни Линд, Матильда Маркези, Генриетта Ниссен-

Саломан, Юлиус Штокхаузен, Камилло Эверарди. Ниссен-Саломан и Эверарди во второй половине XIX века преподавали вокал в Петербургской консерватории. В книге «Советы по пению», увидевшей свет, когда автору было уже 89 лет, Гарсиа подводит итог своему многолетнему опыту преподавания пения. Книга построена в форме вопросов и ответов (к слову, такую же форму имела вышеупомянутая работа Ламперти). В сжатой, лаконичной форме маэстро касается всех основных вопросов обучения пению: голосовой аппарат, дыхание, звук, женские и мужские голоса, регистры, тембр, атака звука, упражнения на различные приемы пения, артикуляция, средства выразительности. Книга снабжена большим количеством нотных примеров. Редактором издания выступил Герман Кляйн, ученик Мануэля Гарсиа-младшего, музыкальный писатель. На русском языке книга Мануэля Гарсиа «Советы по пению» издается впервые. Надеемся, она будет интересна и полезна всем, кто занимается прекрасным искусством пения.