Предисловие автора

Сочинение, ноты которого вы держите в руках, может быть использовано в двух основных вариантах: как десять отдельных и абсолютно законченных детских песен; как кантата, где все эти песни объединены сюжетом, развитие которого поручено партии чтеца (см. приложение 2).


Кроме того, возможен третий вариант — цикл из нескольких (3–5) песен, произвольно составленный руководителем хора по принципу контраста и с учётом возможностей и потребностей конкретного коллектива. Например: «Мишки-попрошайки», «Ослик-лопоушка», «Два барана», «Брошенный щенок», «Песенка о зайце». В этом случае стихи из партии чтеца вряд ли могут быть уместны.


При исполнении сочинения в форме кантаты некоторые стихи могут читаться на фоне фортепианной интерлюдии «Полёт птички» (см. Приложение 1). Например, после № 1 и 5.


В первом случае музыка должна зазвучать сразу, во втором – после слов «И в путь свой нелёгкий пуститься опять…», причём здесь «Полёт птички» плавно переходит в № 6: за 16-м тактом интерлюдии следует 2-й такт № 6.
Последний стихотворный текст (после № 10) со слов «Не надо мне тёплого сытого юга…» звучит на фоне фортепианной партии № 1 начиная с 30-го такта. При этом Presto начинается после заключительной фразы чтеца, а последняя тирата в левой руке меняет направление (g–f–e–d–c) и переносится в контроктаву.


В № 7 («Ослик-лопоушка») на фоне фортепианного вступления и в репризе хор может очень эффектно щёлкать языком, имитируя цоканье копыт.


При имитации птичьего гомона в № 8 очень важно избежать регулярной ритмичности. Чем больше несовпадений по ритму, тем лучше. Триоли важнее, чем дуо- ли, особенно на слабых долях.


Идеальными исполнителями «Зоологической оратории» (так это сочинение было однажды окрещено в одной из петербургских гимназий), несомненно, являются дети 7–12 лет, хотя трогательные звериные образы находят живой отклик у старших школьников и даже у взрослых. Благодаря известной «классичности» (продолжение традиций детской музыки А. Гречанинова, Ц. Кюи, В. Калинникова, А. Лядова было одной из задач автора) сочинение хорошо вписывается в репертуар хоровых коллективов музыкальных школ.