Предисловие

Настоящий сборник предназначен в основном для теоретических отделений музыкальных училищ, но может быть использован и на общих курсах как в консерваториях, так и в училищах. Все основные разделы курса гармонии нашли отражение в сборнике, но не в одинаковом объеме. Наибольшее число задач дано в тех разделах, которые в других задачниках либо вообще отсутствуют, либо представлены недостаточно.


"Задачи по гармонии" рассматриваются автором прежде всего как необходимая практическая часть его "Учебника гармонии" для теоретических отделений музыкальных училищ. Прохождение курса по этому учебнику предусматривает широкое и полное использование задач сборника. Расположение материала в задачнике точно соответствует планировке учебника.


Исходя из методики Чайковского — Аренского, на которую опирается и названный учебник, автор дает в начальных разделах ряд задач на трезвучия всех ступеней и их обращения. Степень трудности задач на трезвучия предполагает их прохождение после соответствующих задач Аренского. В отличие от задачника Аренского обращения трезвучий разделены на секстаккорды и квартсекстаккорды: следовательно, изучаться должны до задач Аренского на обращения трезвучий. В случае же опоры на общепринятую методику задачи на трезвучия и их обращения могут быть использованы при прохождении темы "Полная диатоника" или "Переменные функции".
В специальные разделы выделены темы "Септаккорд II ступени" и "Септаккорды всех ступеней". Задачи на септаккорд II ступени, хотя и имеются в других сборниках, но явно в недостаточном количестве, а в задачнике Аренского, где они могли бы сочетаться с трезвучиями всех ступеней, они отсутствуют вообще. Тема же "Септаккорды всех ступеней", также занимающая небольшое место в других задачниках, у Аренского представлена лишь задачами на цифрованный бас. Вместе с тем эти разделы должны играть значительную роль при изучении гармонии, так как они, особенно "Септаккорды всех ступеней", способствуют расширению кругозора учащихся в области диатоники, а также дают обильный материал для выработки техники голосоведения.
Специфика методики Чайковского — Аренского отражена в задачнике не только в разделах, связанных с диатоникой, но и в других разделах. Многие задачи на альтерацию субдоминанты, отклонения и модуляции предусматривают свободное оперирование всеми ступенями лада, оборотами переменного лада.


По сравнению с другими сборниками в настоящем, так же как и в учебнике, частично изменена планировка материала. Например, сразу же после диатоники следуют задачи на альтерацию аккордов субдоминантовой группы, включающие не только так называемую двойную доминанту (№ 86–94), но и другие аккорды альтерированной субдоминанты, такие, как трезвучие, секстаккорд и септаккорд II низкой ступени, а также септаккорд II ступени с повышенным основным тоном в мажоре (№ 95–103). Другой пример — изучение модуляций. По мнению автора, постепенную модуляцию следует проходить не в конце курса, как это делается обычно, а непосредственно после отклонений и модуляций в тональности I степени родства, то есть до изучения неаккордовых звуков. Такая планировка принята в учебнике и основана на общности приемов отклонений в тональности I степени родства и отклонений в промежуточные тональности модуляционного плана. С целью дать в одном примере и отклонения и модуляции в разделы "Отклонения и модуляции" и "Постепенная модуляция" включен ряд задач в простых двухчастной и трехчастной формах. Такие задачи очень полезны, так как помогают учащимся глубже осознать связь гармонии с формой. Наконец, в раздел отклонений и модуляций в тональности I степени родства введен ряд задач на отклонения через субдоминанту (№ 144–153), которые освещены в учебнике, но не были еще отражены в 1-м издании "Задач по гармонии", а среди других задачников встречаются, пожалуй, лишь в сборнике Б. Алексеева.


Очень большое внимание в пособии уделяется голосоведению. Так, например, задачи на модуляцию, о которых говорилось выше, составлены с таким расчетом, что правильное их решение невозможно, если учащиеся попытаются гармонизовать каждый отдельный звук разнородными аккордами. Эти задачи предусматривают разного рода "ухищрения" для обособления мелодической линии без помощи неаккордовых звуков. Вместе с тем, в зависимости от методики, каждый педагог может с успехом применять эти задачи и после прохождения неаккордовых звуков.


Задачи на неаккордовые звуки распределены в соответствующем разделе в следующем порядке: приготовленные и неприготовленные задержания (№ 173–177); особые формы задержаний (№ 178–189); диатонические и хроматические проходящие звуки (№ 190–192); сложные формы вспомогательных звуков (№ 193–199); общий раздел (№ 200–202).


Раздел "Энгармонические модуляции" предусматривает энгармонизм трех аккордов: уменьшенного септаккорда (№ 220–224), доминантсептаккорда (№ 225–235) и увеличенного трезвучия (№ 236–240).


В большинстве задачников задачи на эллипсис (если они есть) включают в себя его простейшую форму — так называемую цепочку доминант. В данном сборнике предполагаются и иные его формы, подробно рассмотренные в учебнике. Ввиду сложности этой темы в задачи введены вспомогательные обозначения.


В данном (четвертом) издании материал сборника несколько расширен. Для удобства пользования пособиями разных изданий эти расширения даны в конце и не затрагивают общей нумерации вышедших ранее задач. Расширения касаются, во-первых, последнего раздела предыдущих изданий — "Задачи на пройденный материал". Этот раздел, оканчивающий курс гармонии у теоретиков училищ и соответствующий по трудности примерно задачам на вступительных экзаменах у теоретиков в консерватории, дополнен новыми аналогичными задачами (№ 279–289). Во-вторых, в задачник введен новый раздел — "Задачи повышенной трудности" (№ 290–307). Эти задачи ориентированы на некоторые черты интонационного языка музыки XX столетия. Ряд этих задач прямо перекликается с музыкой Прокофьева, Шостаковича и некоторых других авторов нашего времени, что выражается в элементах стилизации, введенных в условия задачи. В их гармонизации предусматриваются соответствующие средства, такие, как, например, гармонии II низкой минорной ступени, VI низкой минорной мажора и VI минорной минора, тритоновой ступени, однотерцового соотношения трезвучий и тональностей и другие средства хроматической системы.


В третьих — сборник дополнен образцами решения задач, желательность которых автору не раз приходилось слышать в отзывах педагогов. Таких образцов дано три. Первый — на трезвучия всех ступеней, второй — на септаккорд II ступени и третий — на отклонения и модуляции в тональности I степени родства. Первый образец демонстрирует насколько шире может быть представление о средствах данной тональности при опоре на "всеступенность". Второй и третий образцы показывают возможности гармонизации без неаккордовых звуков, когда мелодия и гармоническое сопровождение совершенно не обязательно должно образовывать "столбы", явно уводящие предмет гармонии от реальной музыки. Избегать "столбов" вполне возможно, используя наиболее рациональные перемещения, различного рода проходящие аккорды (как известно — продлевающие звучание основного), проходящие септимы в мелодии, другие аналогичные приемы. В этих случаях удается метроритмически отделить мелодию от сопровождения, "омузыкалить" решение и сделать голосоведение более естественным (что является одной из важнейших традиций школы Чайковского).


Автор надеется, что его сборник сможет найти применение не только при использовании его же учебника, но и при ориентации на другие методики в качестве дополнительного материала к широко распространенным сборникам задач по гармонии.