Предисловие

Сознательное отношение к музыкальным произведениям, понимание их формы, гармонического и контрапунктического построения, возможно только при основательном знании теории музыки, следовательно, изучение этой науки необходимо как для композитора, так и для исполнителя. Так как подробное изучение теории требует весьма много времени, то в консерваториях, где знание ее обязательно для всех лиц, оканчивающих полный курс, существуют две программы теоретических классов: одна из них для лиц, посвятивших себя специально изучению теории композиции, другие — для обучающихся специально пению или игре на каком-нибудь инструменте. Программы эти в начале одинаковы: элементарная теория и следующая за ней гармония проходятся теоретиками, певцами и инструменталистами вместе, далее теоретики изучают контрапункт строгого стиля, затем контрапункт свободного стиля (канон и фугу) и, наконец, поступают в последний класс свободного (или практического) сочинения, разделенный на 2 годичных курса. Все предметы, следующие за классом гармонии, проходятся певцами и инструменталистами в один год. Этот сокращенный курс
называется в Московской консерватории к л а с с о м э н ц и к л о п е д и и м у з ы к и, а в петербургской — к л а с с о м к о н т р а п у н к т а и ф о р м. Несмотря на то, что этот класс существует почти с самого основания консерваторий, т. е. 25 лет, до сих пор не было издано ни одного учебника, который заключал бы в себе полный объем его курса.

Это обстоятельство принудило меня составить предлагаемое руководство с целью облегчить изучение музыкальных форм учащимся в консерватории, а также лицам, обучающимся вне ее. При этом я должен сказать, что хотя предлагаемое р у к о в о д с т в о к и з у ч е н и ю ф о р м и н с т р у м е н т а л ь н о й и в о к а л ь н о й м у з ы к и совершенно достаточно для человека, занимающегося теорией музыки не специально, и удовлетворяет консерваторской программе, тем не менее для желающих подробнее ознакомиться с различными отраслями этой науки рекомендую следующие сочинения:
1. Der Contrapunbt von Heinrich Bellermann.
2. Cours de Contrepoint et de Fugue par L. Cherubini.
3. Die Theorie der Tonsetzkunst von I. C. Hauff.
4. Abhandlnng von dei Fuge von Friedrich Willielm Marpurg.
5. Die strengen Fonnen der Musik von Benedict Widmann.
6. Учебник контрапункта, фуги и канона Э. Ф. Рихтера.
7. Строгий стиль Л. Бусслера (перев. С. И. Танеева).
8. Свободный стиль, его же (перевод Н. Д. Кашкина).
9. Die Lehre von der musikalischen Komposition von A. B. Marx.
10. Lehrbuch der musikalischen Komposition von J. C. Lobe.
11. Katechismus der Kompositionslehre von H. Riemann.
Katechismus der Gesangs Komposition von H. Riemann.
12. Учебник форм инструментальной музыки Л. Бусслера (перевод С. И. Танеева и Н. Д. Кашкина).

П р и м е ч а н и е. Учебники Беллермана и Бусслера (строгий сталь) написаны в церковных ладах, прочие в современных тональностях.

А. Аренский