Введение

Драматургия в хореографии — область малоизученная. Отсутствие научно-теоретических и учебно-методических разработок о при-роде хореографической драматургии, о сущности режиссерско-драматургических решений при создании сценических хореографических произведений затрудняет освоение будущими специалистами-хореографами фундаментальных основ своей профессии.

Отдельные вопросы танцевальной режиссуры, драматургического строения танца рассматривались и рассматриваются в учебных дисциплинах «Мастерство хореографа» («Искусство балетмейстера»), «Основы актерского мастерства и режиссуры в танце». Но аспект их рассмотрения слишком узок. 

Данные дисциплины в своих программах не охватывают всей проблематики режиссерско-хореографического творчества. Они, например, не рассматривают природу хореографической драматургии, ее основы, не изучают прямой зависимости хореографической драматургии от закономерностей зрительского эстетического восприятия, не исследуют глубинные точки соприкосновения интереса и внимания зрителей с параболой драматургического хореографического действия. 

Эти и другие вопросы призвана изучать специальная дисциплина «Основы хореографической драматургии». Она впервые введена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 071301 — «Народное художественное творчество» (квалификация — «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель») в 2003 году. 

Без выяснения «основ» невозможно понять суть и значение любой изучаемой области хореографии. Словарь русского языка (составитель — С. И. Ожегов) трактует понятие «основа» так: 1) внутренняя опорная часть предмета, остов; 2) источник, главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь; 3) исходные, главные положения чего-нибудь. В этом смысле к основам хореографии можно отнести всю базу: источники, существенные признаки, понятийный аппарат, жанровый со-став, методологию применения и т. д.
Кроме общих основ, существуют и частные основы, относящиеся к конкретным областям и направлениям хореографического творчества. В данном пособии речь пойдет конкретно об основах хореографической драматургии, о ее природе, структурных особенностях, о прямой связи с психологическими проблемами зрительского эстетического восприятия. 

Драматургию в хореографии почему-то связывают только с развитием сюжетной коллизии произведения, с противоборством действующих лиц, образов. Под драматургией балета, например, Ю. И. Слонимский подразумевает «разработку системы музыкально-хореографических образов, воплощающих поэтический замысел, ход действия, характеристику его носителей».

В. В. Ванслов тоже считает, что драматургия представляет собой «конфликтное развитие действия балетного спектакля. В ее основе — сюжетный и смысловой конфликт, заложенный в определенной жизненной ситуации, развивающийся и разрешающийся на протяжении музыкально-хореографического действия. Драматургия балета определяется сценарием, дающим краткое словесное изложение идеи, сюжета, конфликта, характеров героев будущего спектакля»

На самом деле драматургия хореографического произведения независимо от жанра — будь то балетный спектакль, эстрадный номер или народно-сценическое хореографическое произведение, — явление гораздо более сложное и глубинное. 

Драматизм, конфликтная ситуация, конечно же, легче всего обнаруживается в сюжетной коллизии. Однако драматургия присутствует везде, где есть действие. Не случайно греческое слово «drama» в переводе на русский язык означает действие, а слово «dramaturgia» переводится как построение действия. «Драматургия — это цепная реакция действий и противодействий».

Вопросы, поднимаемые в данном пособии, значительно глубже и шире освещают проблему хореографической драматургии, выявляют природу режиссуры хореографического произведения. Драматургия рассматривается в качестве художественного метода создания и подачи содержательной формы сценического хореографического произведения. Она исследуется как особая технология расположения художественных деталей образной картины происходящего на сцене хореографического действия, которая, с одной стороны, позволяет балетмейстеру (создателю данного произведения) максимально точно и ярко отразить результаты своего художественно-творческого хореографического видения-мышления, с другой стороны, создает условия для более активного зрительского восприятия, управления интересом и вниманием зрителей.