Введение

В настоящее время многие специалисты в области пения бьют тревогу по причине наблюдающегося упадка вокального искусства. Это касается не только нашей страны. О фактах голосового кризиса, как детей, так и взрослых говорят педагоги-вокалисты, врачи-фониатры, ларингологи, искусствоведы России и других, богатых певческими традициями стран, таких, как Украина и даже Италия.

Этой проблеме посвящаются научные и методические труды различных авторов. Например, в центральном украинском журнале «Музыка» был опубликован ряд статей: И. Зеленской «Кто запоет в хоре завтра?» (1990, №3); Н. Назимовой «Все начинается с детства» (1990, №1); статья профессора киевской консерватории М. Егорычевой (1984, №3) и др. Все они говорят о «вымирании» певческих голосов, об отсутствии таких певцов, какие были прежде.

150 лет назад немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер во время своего концертного турне по странам Европы (1859 – 1863 гг.), побывав в России, назвал ее «страной басов». Однако было бы наивным ожидать подобного «комплимента» сегодня, несмотря на то, что певческое массовое и профессиональное воспитание детей и взрослых, казалось бы , улучшилось.

На основании современных представлений о степени «истощения» вокального генофонда последних поколений трудно дать исчерпывающие сведения. Однако ясно то, что в последнее время наблюдается почти что полное «вымирание» басов-октавистов, а также ощущается в достаточной степени «дефицит» низких и сверхвысоких голосов, как в учебных заведениях, так и на профессиональной сцене.

Каковы же причины такого положения дел? Причин должно быть много. Можно указать хотя бы на некоторые из них.

1) Массовое музыкальное воспитание в основном через детское хоровое пение. Казалось бы, что это и хорошо, так как любой ребенок имеет возможность приобщиться к певческому искусству. Однако есть и обратная сторона у каждой медали. Произошла, на наш взгляд, так называемая «уравниловка» музыкальных одаренностей. Массовое музыкальное воспитание произвольно и непроизвольно «пожирало» вокально одаренных детей, которые могли бы с большим успехом проявить свои вокальные данные в зрелом возрасте более естественным путем. Справедливости ради следует заметить, что из каждого правила имеются и исключения. Всем хорошо известны имена замечательных певцов, которые начинали свою певческую карьеру с детского возраста именно в детском хоре (Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Е. Образцова и мн. др.).

Среди других причин неблагополучия дел с вокальным искусством можно назвать такие, как:
2) Погоня за конкурсами, лауреатствами, концертами и, в связи с этим, за трудным и нередко взрослым репертуаром, и порой недоступным для понимания и исполнения детьми.
3) Нездоровая музыкальная среда, формируемая средствами массовой информации.
4) Нарушение основных норм охраны детского голоса, сформулированных в свое время учеными и педагогами института художественного воспитания детей и молодежи, среди которых рекомендуется в процессе занятий с детьми петь негромко, невысоко и недолго, особенно в домутационном, собственно мутационном и послемутационном возрасте. Игнорирование этих принципов приводит лишь к серьезным нарушениям не только голосовой функции, но и отрицательно сказывается на общем физиологическом и психическом состоянии учащихся, особенно в учебных заведениях профильного типа.
5) На характер звучания голоса и состояние голосового аппарата оказывает влияние общее физическое здоровье ребенка. Но, как известно, на сегодняшний день большинство детей от момента рождения уже страдают какими-либо органическими заболеваниями, которые нередко передаются по наследству и отрицательно влияют на формирование их голосовой функции. В характере звучании голоса отражается состояние здоровья человека. Поэтому в современной медицине существует целое направление диагностики физического и психического развития новорожденных по характеру звучания их первого крика.
6) Глобальной проблемой в настоящее время является ухудшение состояния экологии окружающей среды, что оказывает отрицательное влияние на здоровье людей, характер функционирования эндокринной системы, а, следовательно, и на развитие их голосовой функции.
7) В процессе обучения пению детей неблагоприятное воздействие на их голос оказывает репертуар, особенно, некоторых современных композиторов, не учитывающих возрастные голосовые возможности исполнителей, не понимающих физиологии их голосообразования и особенностей формирования голосовой функции в процессе онтогенеза.
8) Неблагополучие с вокальным искусством нередко связано с низким уровнем общей музыкальной подготовки профессиональных певцов, основы которой закладываются именно в детском возрасте. Восполнить этот недостаток в более зрелом возрасте, как правило, оказывается невозможным, так как для развития слуходвигательной функции человека существует определенный сенситивный период, который неповторим. Это отражается на уровне развития и музыкального мышления певцов, что является первоосновой успешности их исполнительской деятельности.
9) Огромный урон вокальному генофонду нашей страны принесла методика фальцетного хорового пения. Кроме того, за дело вокально-хорового воспитания детей в большинстве случаев берутся специалисты с недостаточно высокой профессиональной подготовкой: с плохо поставленными голосами из-за лимита учебных часов в специальных учебных заведениях; не понимающими специфики детского голоса; и, как правило, со «стертыми» и даже испорченными голосами из-за чрезмерной голосовой нагрузки в период обучения.

Возникает вопрос: что же нужно делать для восстановления отечественной певческой культуры?
Можно предположить, что прошлые 100 - 200 лет, являющиеся периодом «изобилия» певческих голосов, обязаны богатству голосового генофонда наших предков, который сегодня угасает. Ибо процесс его накопления может осуществляться только в экологически чистых как природных, так и певческих условиях процветания духовно-нравственного церковного и народного пения.

Поэтому изучение опыта наших предков в области музыкальной педагогики, с целью возрождения певческих традиций музыкального образования подрастающих поколений сегодня будет весьма актуальным.
Сохранить певческие голоса России должны помочь хорошие учителя пения, а также сознательное отношение самих поющих к «судьбе» своего вокального таланта. Учителя должны вооружать певцов знаниями об охране певческого голоса, о профилактике его заболеваний и методах закаливания организма.

Необходимо помнить и о специфике детского организма, которая проявляется в хрупкости голосового аппарата постоянно растущего организма, ранимости психики детей. А отсюда вытекает необходимость строгого соблюдения основных правил вокальных занятий с учащимися: максимально умеренная певческая и речевая нагрузка на голосовую функцию детей и подростков, особенно мальчиков, в домутационный период, полное прекращение занятий в период мутации в случаях острого ее протекания, а также щадящий голосовой режим в послемутационный период.

Все это может уменьшить и даже устранить риск развития голосовых и общих заболеваний организма детей и исключить возможность потери певческих голосов в результате обучения сольному или хоровому пению.

Что такое «вокально-хоровая работа»?
Это не только способы разучивания песен или реализация задачи обучения всех учащихся правильному звуковысотному интонированию.
Это, прежде всего, постановка голоса певцов в условиях хора, т. е. в коллективных условиях.
-А что значит «поставить голос»?
Поставить голос – это, значит, научить петь, используя определенную технологию, основанную на знаниях, умениях и навыках.
Работа хормейстера, окончившего консерваторию, сориентирована на исполнительскую деятельность и общение с профессиональными хоровыми коллективами, где все хористы хорошо владеют своим голосом.
Работа хормейстера – учителя музыки имеет особую специфику, которая заключается в том, что в его хоре оказываются певцы, чаще всего это дети, совершенно не умеющие петь. Его задача, прежде всего, заключается в том, чтобы научить их основам правильного голосообразования, то есть с самого начала необходимо работать над постановкой голоса. Такая работа должна проводиться постоянно: сначала на упражнениях, а затем и в процессе разучивания вокальных произведений. Следовательно, в процессе репетиции происходит постоянная подстройка голосов.

Если на уроке музыки учитель начинает с разучивания каких-либо песен не поставленным голосом, то это будет способствовать формированию и закреплению только неправильных вокальных навыков, которые в последующей работе надо будет устранять. А переучивать, как известно, всегда труднее, чем научить заново. Поэтому с самого начала работы с певческим коллективом должен соблюдаться принцип: с самого начала на уроке нельзя допускать ни одного неправильно сформированного звука.

Чтобы научить петь других, учителю недостаточно владеть своим голосом, ему ещё необходимо четко представлять себе технологию певческого процесса и владеть методикой обучения.
Многие вопросы технологии певческого процесса до сих пор мало изучены и не имеют однозначного понимания в методической литературе. Этим и объясняется то, что вокально-хоровая подготовка специалистов во многих случаях оставляет желать лучшего.

Что необходимо учителю-хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми.
Прежде всего, нужно иметь большое желание этому научиться. Вокальная работа с детьми – очень трудное дело. И только огромное желание овладеть им поможет учителю преодолеть все трудности. Учиться этому искусству придется всю жизнь. Педагогический опыт приходит не сразу. Он – результат длительных накоплений знаний, удач и неудач в практической работе.

Работа учителя не бывает без ошибок, но не так страшно, что допускаются какие-либо ошибки, как страшно, если они не исправляются. А такое тоже бывает, если педагог не стремится критически оценивать свою работу, не прислушивается к мнению других специалистов, своих коллег и товарищей, в результате чего он останавливается в своем развитии. Настоящий учитель – вечный ученик.

И. П. Павлов говорил своим ученикам: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете, и как бы высоко вас ни ценили, всегда имейте мужество сказать: я – невежда. Не давайте гордыне овладеть вами: из-за нее вы утратите меру объективности». Какой замечательный совет для нас! Его следует помнить всегда.

Учителю музыки не обязательно нужны вокальные данные профессионального певца, но научиться владеть своим голосом он просто обязан. Прежде, чем учить чему-либо других, необходимо самому уметь это делать хорошо. Это неоспоримо.

Нередко бывает так, что певец, который сам поет хорошо, не может этому научить других, так как не знает (не осознает), как он это делает. Певческий процесс у него протекает на уровне подсознания. Певец – исполнитель имеет на это право, а учитель – нет. Учитель должен точно знать, как он это делает сам, и какие этапы следует пройти ученику, чтобы получить положительный результат. Кроме того, он должен понимать, что каждый ученик индивидуален и неповторим, а для достижения определенного акустического эффекта ему нужны свои особые физиологические приспособления.

Учитель музыки должен иметь хорошо развитый музыкальный, а особенно - вокальный слух.
Специалист, получивший музыкальное образование среди взрослых, накапливает в своих слуховых представлениях звучание голоса взрослого человека с его силой, разнообразием тембровых красок, звуковысотным диапазоном и другими признаками, которые имеют мало общего с голосом ребенка.
Поэтому прежде, чем приступить к занятиям с детьми, следует хорошо познакомиться со спецификой звучания детского голоса, в противном случае возможны крупные неприятности: порча детских голосов, различные заболевания голосового аппарата и дыхательных путей. Чтобы этого не допустить педагог должен изначально сформировать у себя в сознании слуховое представление об эталоне звучания детского голоса в различные возрастные периоды, к которому следует стремиться в процессе вокальной работы. С этой целью полезно внимательно прислушиваться к тому, как поют дети в непринужденной обстановке, спонтанно, и особенно вслушиваться в звучание отдельных голосов при индивидуальном общении с детьми, регулярно слушать записи исполнения хороших детских хоровых коллективов, посещать концерты хоровой музыки, звучащей на различных конкурсах и фестивалях.

В школьной практике нередко встречаются дети с хорошими вокальными данными и с поставленным голосом от природы. Вот у них-то и следует учиться, а потом учить петь других детей, у которых этой природной постановки голоса нет.

Учитель музыки должен владеть специфическим языком, уметь пользоваться такой вокальной терминологией, которая была бы предельно простой и понятной детям, опираясь на их образное и ассоциативное мышление.
Очень важно следить за своей речью, то есть за своими выражениями, так как дети воспринимают, обычно, все буквально и чаще всего после какого-либо туманного, хотя и образного, указания от избытка стараний делают все наоборот. Вообще словесных указаний, особенно в работе с младшими школьниками, должно быть как можно меньше. Основная роль при этом принадлежит личному показу учителя своим голосом, так как у детей в возрасте до 10 лет особенно ярко проявляется врождённая способность к подражанию.

Большое значение для успешной работы с детьми имеет не только высокая квалификация педагога, но его умелый подход к ученику на основе любви к детям, а также знаний возрастной психологии и педагогики.

Никогда педагог не сможет добиться положительного результата в работе, если он не способен установить хороший контакт со своими учениками, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сделать так, чтобы дети хотели заниматься пением у него в классе. Это весьма трудная задача, решение которой зависит от многих факторов, в том числе и от состояния здоровья нервной системы учителя.

Спокойствие и ровное отношение к учащимся – лучшие помощники учителю в организации всего учебного процесса. В педагогической практике очень трудно быть всегда спокойным и ровным. Однако это достигается неустанным самовоспитанием. Спокойная атмосфера на уроке и постоянная выдержанность педагога создает ему в глазах учеников тот авторитет, который беспрекословно подчиняет их его воле.

В сложных ситуациях лучше вести воспитательные беседы с учеником не в присутствии всего класса, а с глазу на глаз, в дружеском и доверительном тоне. Это всегда более эффективно, чем постоянные «отчитывания» в повышенном тоне при всех.

Следует подчеркнуть, что учителю нужно быть тактичным при неправильном пении учеников: не следует их передразнивать, лучше еще раз показать правильный способ исполнения.

Педагог должен уметь относиться ко всем ученикам (одаренным и менее способным) одинаково ровно. Нельзя выделять «любимчиков», захваливать их способности перед другими. К более способным учащимся необходимо усиливать требования, а менее способных – подбадривать поощрением их успехов, хотя бы и небольших.
Учитель должен быть хорошо осведомлен о различных методах вокальной работы с детьми, существующих в современной практике детского пения, а также иметь представление об опыте лучших педагогов – практиков прошлых поколений, оставивших свой след в истории музыкального воспитания детей.

В процессе практической работы у каждого учителя с годами формируется свой педагогический «почерк», но он должен быть научно обоснованным и опираться на имеющийся опыт мастеров своего дела.
Предлагая какое-то задание ученикам, учитель должен хорошо понимать насколько оно выполнимо.
Нельзя бездумно применять какие-либо методы вокальной работы с детьми в своей практике без должного понимания их смысла. Кроме того, следует помнить, что всякий метод работает только при определенных условиях, поэтому в руках одного педагога он эффективен, а у другого – не достигает ожидаемого результата. Чтобы все это понимать учитель должен обладать хорошо развитым вокальным мышлением. Это единственное, что позволит ему точно выбрать нужный прием или использовать тот или иной метод, подходящий для конкретного ученика или данного детского хора при вполне определенной ситуации.

Для всего этого учителю нужны, прежде всего, фундаментальные теоретические знания о певческом голосе не только детей, но и взрослых певцов, так как истина всегда познается в сравнении и лежит посередине.
Теоретическими основами методики вокальной работы с детьми, кроме возрастной психологии и педагогики, следует считать науку о голосе, которая рассматривает певческий процесс с точки зрения биомеханизмов звукообразования и законов его восприятия. Первая порождает физиологический аспект проблемы, а вторая – акустический. Эти знания необходимы учителю для осознанного выбора методов управления певческим процессом.

Вопросы акустики человеческого голоса всегда тесно связывались с его физиологией. Это совершенно очевидно по огромному числу работ, начиная с глубокой древности (Аристотель, Гиппократ) и кончая работами ХХ века (Г. Фант, Ван ден Берг, В.Н. Сорокин, Р.К. Потапова и др.). При этом основное внимание исследователей было направлено в основном на изучение акустики речи.

В первых попытках построения теории гласных и в ходе дальнейших исследований вопросы физиологии и акустики идут рядом. В классических работах Г. Гельмгольца физиология голоса и его акустика, кроме того, связываются с физиологией и психологией слухового восприятия.

В дальнейшем вопросы акустики подвергаются все более уточняющимся исследованиям. На рубеже ХХ века и, особенно, в последние годы появилось громадное количество работ различных авторов, посвященных акустической природе речи и пения.

В обстоятельных работах Щербы, Богородицкого, Ржевкина, Рудакова, Дмитриева, Морозова, Харуто и др. можно найти достаточно обоснованные данные об акустических особенностях человеческого голоса в речи и пении. Появление более совершенных методов научного исследования, связанного с электронной и компьютерной технологией, позволило ученым сделать ряд интересных открытий в области физиологической акустики. В частности было показано, что певческий голос имеет ряд существенных акустических особенностей, отличающих его от звуков речи (певческие форманты, вибрато, звуковой и динамический диапазоны, голосовые регистры и пр.). В последних акустических работах наблюдается тесное сотрудничество педагогов с фонетистами и психологами, которые все больше начинают считаться с чуткостью человеческого слуха вообще и тонкой аналитической способностью вокального слуха опытного педагога.

Подобное сотрудничество придает научным исследованиям практическую направленность. Оно позволяет педагогам ставить перед акустиками важные для вокальной методики вопросы, а акустикам проверять результаты своих акустических исследований в свете художественных критериев и тем самым помогает педагогам проверять их практические методы в свете объективных достижений акустики.

Современная электронно-акустическая литература основывается на обширном фактическом материале, характеризующем отдельные этапы исследований развития певческого голоса.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе собственных исследований развития детского голоса и обобщения научных достижений в области физиологической акустики показать взаимосвязь биомеханизмов звукообразования с акустическим результатом, то есть звучанием голоса. Это будет способствовать развитию вокального слуха и вокального мышления у будущих хормейстеров и педагогов-вокалистов.