Вступление

О работе концертмейстера до сего времени сказано и написано не так много. Между тем множество пианистов – выпускников музыкальных училищ и вузов каждый год приступают к практической работе в этой области и сталкиваются с определенными трудностями и проблемами. Являясь в течение ряда лет преподавателем данного предмета и имея опыт как в практической, так и в преподавательской деятельности, я решил поделиться опытом и оказать посильную помощь как студентам, изучающим этот предмет, так и начинающим свой путь в этой области музыкального искусства пианистам.

В музыкальной среде зачастую бытует мнение, что работа концертмейстера не является чем-то важным, что, выступая в ансамбле с вокалистами, инструменталистами или, тем более, с хоровым коллективом, пианист выступает лишь в роли простого аккомпаниатора. Но при этом забывается главное – любой композитор при написании музыкального произведения слышит и мыслит его как целое, а не как две составляющие: партию солиста – так сказать, «главную», и партию концертмейстера – «второстепенную». Но если исходить из того, что две эти партии есть две составляющие одного целого, то становится понятно, что оба музыканта, и солист и пианист, в художественном смысле являются равноправными партнерами. «Мастерство концертмейстера, – пишет М. Смирнов, – глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а также досконального знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах, с оперной партитурой».

Как же начинается знакомство с этой профессией? Представьте, что вы задали вашему новому ученику принести на урок два романса Даргомыжского. Во-первых, при нынешней всеобщей студенческой музыкальной эмансипации, уже при выборе этих произведений вы столкнетесь, по крайней мере, с выражением удивления на лице ученика: «Как – прочтёте вы немой вопрос в его взоре, – после того как я сыграл произведения Листа, Шопена, 32 вариации Бетховена и два года для себя разбираю 3 концерт Прокофьева, после всего этого мне задают романсы Даргомыжского? Это, по крайней мере, смешно, не говоря уже о том, что это полное неуважение ко мне и к моему педагогу по классу специального фортепиано!». При этом вслух вас спросят: «И это все?» Во-вторых, вы будете ждать ученика с этими романсами не неделю, и не две. В лучшем случае, на третий вторник он придет к вам с нотами, при этом будет оправдываться тем, что был занят на специальности, что готовится к двум конкурсам, что таких редких нот, как романсы Даргомыжского, в библиотеке нашего учебного заведения не найти, есть только контрольный экземпляр, который на руки не выдают, что у него – студента – задолженность в библиотеке (второй год не может отдать ноты концерта Прокофьева), и ему не выдают даже текущие ноты, но что в конечном итоге 3 дня назад он все-таки нашел способ раздобыть данный антиквариат, но при разучивании (учил 2 дня по три часа!) переиграл правую руку, в связи с чем: «Может быть, мы сегодня играть не будем, и Вы зададите мне другие романсы?». Выслушав все эти тирады, которые уже отняли 7 минут драгоценного времени урока, вы высказываете пожелание открыть ноты и услышать не только голос, (который к мелодии романсов Даргомыжского не имеет никакого отношения), но и игру ученика на рояле. Вот тут начинается самое интересное.

Надо сказать, что на тринадцатом году обучения игре на фортепиано ученик довольно легко справляется с фактурой романсов Даргомыжского, Алябьева, Гурилева и т. д. Но! На ваш вопрос: смотрел ли он партию солиста, почти каждый виновато потупит взор, что будет означать примерно следующее: я знаю, это надо было сделать, но не было времени. А на ваш второй вопрос: «С текстом Пушкина ознакомились?» – вы получите уже явно недоумевающий ответ: «Нет, а зачем?». И вот тут начинается главное. Начинается собственно работа в концертмейстерском классе.

Мне могут возразить, что далеко не каждый студент имеет такое отношение к рассматриваемому здесь предмету, что работа начинается совсем по-другому, что это вообще недопустимо – ждать ученика три недели на урок и т.д. и т.п. Согласен, есть в этом небольшом вступлении доля преувеличения, но, в основном, поверьте, все именно так и происходит. И задача педагога в данном предмете, как и во всех других, – не столько научить студента премудростям и профессиональным навыкам, ибо всему научить невозможно, а задача в том, чтобы заинтересовать студента. Так повести урок, чтобы следующий раз к вам пришли не через 3 недели, и эту музыку воспринимали не как прикладную к голосу или инструменту, а как сольную, но написанную не на двух, а на трех строчках.

Обучение в концертмейстерском классе занимает важное место в ряду специальных дисциплин студентов, обучающихся по специализации «фортепиано». Задача концертмейстерского класса – подготовить студента-пианиста к профессиональной деятельности в должности концертмейстера филармонии, музыкального театра, учебных заведений искусств и культуры. В данной работе будут рассмотрены требования к подготовке студентов в качестве концертмейстеров, работающих с вокалистами, и в хореографических коллективах, чья исполнительская специфика имеет свои особенности и требует специальных навыков и мастерства.

Помимо поставленных вопросов в решении задач концертмейстерского класса в данных направлениях, в работе будут даны практические советы студентам к самоподготовке, перевод и разъяснение общепринятой терминологии, используемой на занятиях хореографией.

Особое место данного курса в структуре учебного плана связано с тем, что, находясь в качестве концертмейстера, студент развивает в себе такую музыкальную дисциплину, при которой он должен собственную индивидуальность соотнести, а зачастую и подчинить в процессе музицирования задачам создания целого.

В методическо-учебном пособии раскрываются принципы работы над нотным и поэтическим текстом, в которых я опираюсь на такие, тесно связанные с концертмейстерским классом дисциплинами, как специальный инструмент, история фортепианного искусства, фортепианный и камерный ансамбли, методика обучения игре на фортепиано.
Основными задачами концертмейстерского класса являются:

- воспитание у студента творческого отношения к исполнению фортепианных партий в соответствии с принципами ансамблевого исполнения, понимания роли пианиста;
- развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах, в том числе умение аккомпанировать с листа и в транспорте. На основе полученных им теоретических знаний.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена особенностями совместного исполнения в ансамбле.
Формой организации учебного процесса являются индивидуальные занятия, однако особое место в подготовке концертмейстера – профессионала отводится самостоятельной работе студента, в задачи которой входит, помимо выполнения домашних заданий, повседневное освоение навыков чтения с листа. Методические рекомендации построены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования поколения 3+ по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство».

В данной работе будет произведен методологический разбор инструментальных, вокальных и хоровых произведений.