Предисловие

Эта книга ставит своей задачей дать изложение курса (методики обучения игре на фортепиано для высших музыкальных учебных заведений). Автор рассматривает все темы, предусмотренные существующими программными требованиями, начиная с таких, как основные принципы советского музыкального образования и разностороннего воспитания ученика, и кончая специальными, посвященными различным проблемам работы над музыкальным произведением и формирования на этой основе пианистического мастерства.

Вопросы начального обучения должны подробно изучаться в среднем учебном заведении и лишь кратко рассматриваться в вузе. Поскольку в средних специальных музыкальных школах методика фортепианного обучения не введена, данным вопросам необходимо уделять достаточное внимание и в консерваторском курсе. Это обстоятельство побудило автора не отказываться от освещения проблем начального обучения. Они сжато рассмотрены в пятой главе. Некоторые из них затрагиваются и в других разделах пособия — в тех случаях, когда это целесообразно для более последовательного рассмотрения той или иной методической; проблемы.

В предлагаемом руководстве автор исходит из важнейших задач, стоящих перед музыкальным образованием. Основное внимание сосредоточено на том, чтобы студент получил необходимые знания для последующей педагогической деятельности. В книге уделено значительное место проблеме развития самостоятельности ученика, организации его домашних занятий и методике работы за инструментом. Автор стремится к тому, чтобы педагоги осознали необходимость возможно большего обобщения частностей в типические закономерности. Не только научить хорошо играть ряд произведений, но на основе этого вооружить ученика важнейшими принципами подхода к разнообразным явлениям своего искусства — такова насущная проблема фортепианной педагогики, разрабатывавшаяся последовательно в методической литературе на протяжении уже довольно длительного времени; к ее разрешению по мере сил стремится и автор данного руководства.

Изучение руководства предполагает выполнение студентами самостоятельных заданий: методических анализов сочинений педагогического репертуара, подыскивания примеров, иллюстрирующих те или иные положения, высказанные в лекции или в пособии. Было бы, например, весьма желательно, чтобы при изучении главы о педали слушатели курса самостоятельно подобрали примеры на основные принципы педализации, чтобы, знакомясь с работой над фактурными трудностями, они смогли показать приемы освобождения от излишних напряжений на своих учениках и на специально подобранных примерах из литературы. В некоторых случаях педагог может назвать сам те или иные построения в различных сочинениях, которые следует проанализировать с точки зрения какой-либо методической проблемы. Все подобного рода задания значительно повышают у слушателей интерес к курсу развивают их мышление в области методики преподавания и способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

Курс методики должен быть связан с педагогической практикой студентов. С этой целью при чтении ряда тем, особенно посвященных изучению репертуара, следует прослушивать учеников студентов и обсуждать их исполнение. Хорошим дополнением к теме «методика проведения урока» может быть открытый урок опытного педагога с его собственным учеником или учащимся сектора педагогической практики (можно также посетить всей группой класс педагога школы или училища). Полезно, кроме того, на занятиях по методике прослушать урок одного-двух студентов с учениками и обсудить его. В курсе следует использовать материал, который дают занятия по педагогической практике студентов. Это также будет способствовать большей практической направленности курса.

Неповторимые особенности индивидуальностей педагогов и учащихся, а также музыкальных произведений предполагают исключительное разнообразие путей воспитания ученика и трактовок исполняемых сочинений. Поэтому предлагаемые в руководстве методические советы и анализы образцов педагогического репертуара отнюдь не надо понимать как единственно возможные. Автор вполне допускает, что опытный педагог, ведущий курс методики, сочтет нужным внести в них какие-либо изменения. Стремление видеть в пособии «рецептурное» изложение правил, годных на все случаи жизни, которым надлежит догматически следовать, противоречило бы творческому подходу педагога к своему делу — идее, положенной в основу этого руководства. В курсе методики допустимо, естественно, менять и порядок прохождения тем: некоторые из них, особенно важные для практики преподавания слушателей курса, могут быть рассмотрены сразу же после одной-двух вводных лекций об основных задачах пианиста-педагога.

Предназначенное для студентов высших музыкальных учебных заведений, руководство может быть в известной мере использовано и при изучении курса методики в музыкальных училищах.

Дополнения, внесенные во второе издание пособия, сделаны в основном для более полного освещения современных проблем методики фортепианного обучения. Развитие теоретических положений в этой области вызвало введение значительного количества примеров из современной музыкальной литературы.

Создавая это руководство, автор не только основывался на своей личной практике, но и стремился возможно шире использовать ценный опыт советских педагогов — своего учителя А. Б. Гольденвейзера, Е. Ф. Гнесиной, коллег по кафедре специального фортепиано Музыкально-педагогического института им. Гнесиных и кафедры истории и теории пианизма Московской консерватории, своих первых педагогов К. М. Козловой и С. П. Васильевой-Дементьевой и ряда других. Автор выражает искреннюю признательность коллективу педагогов Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, принявшему широкое участие в обсуждении книги, и ее редактору В. А. Панкратовой.