От автора

Этот учебник возник в процессе моей многолетней исследовательской и педагогической работы. Предназначенный служить основным руководством для студентов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства, он является вместе с тем и научным трудом, освещающим развитие этого искусства от истоков до современности в синтезе деятельности композиторов, исполнителей и педагогов.

Идея такого синтеза, при выявлении ведущего значения в нем творчества композиторов, должна пронизывать и лекционный курс. Раскрытие ее следует вести на разных уровнях. Это и проявление в рассматриваемой области инструментализма основополагающих закономерностей музыкальных стилей, и функционирование искусства, его крупнейших мастеров в общественной жизни, и, наконец, интерпретация отдельных произведений.

Проблема интерпретации — центральная в курсе. Ее необходимо рассматривать в историческом и теоретическом аспектах, конкретизируя на материале прослушиваемых записей исполнения пианистов прошлого и ныне живущих. Многие из таких записей анализируются на страницах учебника. Ими, однако, нельзя ограничиваться. Важно, чтобы студент систематически знакомился и с новыми, наиболее интересными интерпретациями, и не только на классных занятиях, но и посещая с этой целью концерты и прослушивая записи дома по радио и телевидению.

Чтение курса целесообразно скоординировать с параллельным изучением студентами учебника. При таком методе оказывается возможным многое оставить на долю их самостоятельной работы (ее надо, однако, направлять и систематически проверять). Высвободившееся на занятиях время окажется возможным посвятить более глубокому освещению узловых проблем курса, прослушиванию большего количества записей, вовлечению студентов в обсуждение затронутых вопросов. Все это значительно повышает эффективность педагогической работы и способствует быстрейшему творческому развитию студентов.

Со времени опубликования первой и второй частей учебника курс истории фортепианного искусства заметно обновился, и это нашло отражение во втором издании. Оно пополнено новыми материалами, относящимися преимущественно к эпохе клавиризма, которая за истекшие десятилетия привлекла к себе повышенное внимание исполнителей и исследователей. Углублены разделы, связанные с интерпретацией клавирных сочинений. Заново пересмотрены нотные примеры с тем, чтобы дать возможность современным исполнителям более разносторонне познакомиться с Urtext'aMH старых мастеров и с последующей редакционной работой над ними музыкантов XIX—XX столетий (отдельные ремарки в приводимых примерах, заключенные в круглые скобки, принадлежат мне). Обновлен библиографический список использованных источников (некоторые вновь переизданные иностранные работы цитируются, однако, по прежним изданиям — в тех случаях, когда приводимая цитата переведена в них на русский язык более удачно).

В работе над первой и второй частями учебника в период подготовки их к изданию и переизданию я использовал ценные советы моих коллег — преподавателей Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Московской консерватории имени П. И. Чайковского и Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Приношу всем им сердечную благодарность.