От автора

Музыкальная эстрада — огромный материк, пестрый и невероятно разнообразный. Изучать историю музыкальной эстрады сложно из-за того, что все ее проявления до начала XX века сохранились преимущественно в виде воспоминаний, а этого для предметного и объективного разговора совершенно недостаточно. Поэтому искусство великих мастеров эстрады прошедших столетий для нас безвозвратно утеряно. Только с появлением эры звукозаписи оказалось возможным фиксировать это исполнительское искусство и, значит, стало возможным его основательно изучать.

Учебник, системно излагающий основной комплекс сведений по дисциплине «История музыкальной эстрады и джаза», в России пока отсутствует. Но существуют пособия — некоторые весьма подробные — по истории джаза; издана масса книг по истории отечественного рока. Песенная эстрада осталась наименее аналитически обобщенной. Объединение всех этих явлений — джаза, рока и песенной эстрады под одной обложкой осуществляется в предлагаемом учебном пособии.

Предмет «История музыкальной эстрады и джаза» рассчитан на студентов театральных вузов, прежде всего актеров музыкального театра и режиссеров. Цель предлагаемого учебного пособия по этому предмету — помочь студентам разобраться в многообразии представленных в эстрадной музыке явлений, сориентироваться в различных стилевых и национальных особенностях, познакомиться с некоторыми выдающимися представителями эстрады. Поэтому в пособии немало творческих портретов эстрадных музыкантов.

Структура пособия соответствует трем названным выше стилевым явлениям, представляющимся автору наиболее важными. Кроме теоретического материала, в пособие включены краткие словарики терминов по джазу, року и песенной эстраде.

Автор не придерживался единого принципа изложения материала, считая, что каждая тема в силу своей специфики может быть изложена по-разному. Поэтому при рассмотрении зарубежного рока был сделан акцент на его стилевых проявлениях, отечественного — на текстовой основе; в разделе, посвященном итальянской эстраде, использовались материалы о популярных в Италии конкурсах эстрадной песни; американская песня рассмотрена прежде всего с точки зрения композиторского творчества, а французская — как проявление творчества выдающихся исполнителей.

Теоретическое изучение дисциплины должно в обязательном порядке сопровождаться слушанием музыки и просмотром видеоматериалов. Этим объясняется наличие в данном учебном пособии списков композиций по всем темам. Их следует воспринимать не как нечно «строго обязательное», а скорее как рекомендацию и импульс для собственных поисков музыки в нужном направлении. В отборе композиций автор руководствовался стремлением обратить внимание на наиболее показательные — а в ряде случаев менее известные — сочинения для характеристики индивидуального исполнительского стиля или стиля определенного направления (периода). Их можно слушать как в аудио-, так и в видеоваривантах — нахождение тех и других сегодня не является проблемой. Весьма желательно также знакомиться с содержанием текстов — особенно это касается зарубежного рока. Список литературы сознательно ограничен наиболее важными для автора источниками, которые — в качестве дополнения — могут использовать и студенты.

С. С. Коробейников