Предисловие

Есть в центре Петербурга удивительное место, в котором пересекаются судьбы звезд театра, исполнительства, теоретической музыкальной науки и вокала. Небольшая площадь, соединившая Консерваторию, Оперную студию, три сцены Мариинского театра, училище и десятилетку при Консерватории, стала архитектурным воплощением пути многих поколений музыкантов. Лучами разбегаются от Театральной площади улочки, приютившие важные для петербуржцев Цитадели Искусства. Об одном таком учреждении, Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова, о его вокальном отделении пойдет речь в нашей книге.

История училища начинает свой отсчет с 1882 г., с момента появления предтечи учебного заведения — курсов Евгения Рапгофа. С этого времени ведет свою историю и вокальный отдел, хроники которого содержат громкие имена известных преподавателей и выпускников.

Для того чтобы понять, как зародилась вокальная школа Петербурга, что явилось той богатейшей почвой, на которой взращивались поколения преподавателей, давшей миру знаменитых выпускников, необходимо говорить и о профессорах первой в стране консерватории; нужно проследить те связи, которые соединяют вокальную школу нашего города с общемировой методой пения.

Принято говорить об особой петербургской вокальной школе, некой выдающейся методике преподавания вокала в городе на Неве. Возможно, существует одна школа пения — мировая и... правильная. Методика преподавания отличного специалиста заключается в индивидуальном подходе к каждому поющему ученику и, как говорил знаменитый педагог Г. Панофка: «Нужно написать столько методик, сколько учеников».

В этом смысле Петербург — Петроград — Ленинград всегда являлся и является кузницей мирового оперного театра и источником вокально-педагогической науки. Традиция пестования ученика, трепетного воспитания, уважения к голосовому аппарату, интеллигентная подача материала и поиск нужных в конкретном случае приемов, а также обязательная связь музыки с художественным образом — все это характеризуют вокальную школу Петербурга и по сей день.

Рассмотрим историю вокального дела в Петербурге, те нити, которые приводят нас к современности.
Как зарождалась профессиональная форма певческого образования, кем были первые преподаватели вокала в городе, какие студии и институты реорганизовались в будущее училище? Выпускники отделения, которые служили (служат) в лучших театрах, филармониях, преподают в консерваториях, пишут книги, кто они? Каков прошлый и нынешний педагогический состав отделения вокального искусства в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова?

Эти и иные вопросы мы поднимем в данной работе.