От автора

Эта книга — третья, заключительная часть учебника для студентов-пианистов музыкальных вузов по курсу истории фортепианного искусства (материал книги может быть использован и на семинарах по современной музыке, где творчество композиторов XX века изучается более подробно). Все три части учебника в целом являются первым опытом рассмотрения фортепианного искусства от истоков до современности в синтезе его важнейших компонентов — музыки, исполнительства и педагогики. Основное внимание, как и в предшествующих частях, уделено творчеству крупнейших композиторов и вопросам его интерпретации.

Ввиду исключительной сложности и еще недостаточной изученности искусства XX века эта часть потребовала значительной исследовательской работы, особенно в области фортепианной стилистики и интерпретации музыкальных произведений разными исполнителями. Сложной задачей было также нахождение оптимального распределения материала, обеспечивающего ясное прослеживание основных линий развития композиторского творчества, исполнительства и педагогики.

В книге рассматриваются важнейшие явления истории фортепианного искусства с конца XIX до середины XX века. Последующее развитие фортепианного искусства в соответствии с программой курса намечено лишь контурно, в заключительном разделе.

Изучение курса предполагает не только слушание лекций, но и активную самостоятельную работу студентов. Направить ее и помочь в ней призван прилагаемый список музыковедческих трудов. Некоторые проблемы оставлены как бы открытыми — специально с целью заинтересовать студента самостоятельной работой над источниками (педагог, ведущий курс, может, естественно, по своему усмотрению выдвигать для самостоятельного изучения и другие темы). Важно непрерывно пополнять курс новыми материалами, в особенности грамзаписями наиболее интересных интерпретаций музыки композиторов XX века. Изучение интерпретаций, анализируемых в учебнике, предполагает достаточно хорошее знание студентами исполняемого произведения и прослушивание его в соответствующей записи.

Автор приносит сердечную благодарность коллегам по ВНИИ искусствознания, участникам обсуждения рукописи, в первую очередь — Л. 3. Корабельннковой, Е. М. Левашову, О. Е. Левашовой, И. В. Нестьеву, М. Е. Тараканову и рецензентам — И. 3. Зетелю, Л. М. Кокоревой, А. В. Малинковской, Г. М. Цыпнну за ценные советы.