Раздел I. Введение

Исключительное многообразие народов и культур современного мира формирует его необычайно мозаичную картину. При этом важнейшей составляющей неповторимого и уникального облика любого народа мира является его народное художественное творчество. Оно существует до тех пор, пока существует народ и наоборот. В этой связи этнографическое исследование народов, изучение становления и развития их культур и цивилизаций приобретает несомненную актуальность.

В этнологической и этнографической науке отсутствует общепринятое определение танца, но, как правило, авторы ограничиваются общим описанием – под «танцем» понимается вполне конкретный набор телодвижений, совершаемых человеком в определённой, специфической ситуации. Исследователи выделяют несколько основных теорий сущности танца как одной из важных составляющих традиционной культуры. Так, с точки зрения сторонников функционализма, танцевальная культура, в данном случае в традиционном обществе, является зримой иллюстрацией и демонстрацией определённых социальных отношений в обществе, например статуса, занимаемого человеком в обществе. Танец – форма коммуникации, связи между представителями разных категорий традиционного общества: например, шаманский танец является способом утверждения роли и функций, выполняемых шаманами в той или иной социальной системе. Есть также иные подходы к определению танца. Так, известная теория эволюционизма рассматривает танец как закономерный результат развития человеческого общества. Теории, опирающиеся на традиции психоанализа, выводят природу танца из особенностей человеческой психики. Есть свои взгляды на природу танца в так называемых теориях паттернов, или моделей культуры, культурных конфигураций. Наконец, известна теории танца как уникального явления культуры в рамках особой системы взглядов, так называемой хореометрии (она прослеживает, как стили танцевального движения связаны с социальноэкономическими уровнями жизни в определённой культуре). Как бы то ни было, важной специальной частью художественной традиции и творческой деятельности народов является фольклорный, или этнический, национальный танец. Для обрядовой культуры традиционных обществ характерно практикование мистериальных действ, постановок религиозного характера, воспроизводящих важнейшие события значимых мифов тех или иных народов. Именно поэтому в них велика роль костюма, масок, танцевальной атрибутики, демонстрация их во время танцевальнообрядового действа.

Подобные традиционные мистерии рассматриваются этнографами как часть танцевальной культуры. Теоретической основой этнической хореографии являются различные теории и методологии, используемые современной общественной наукой и историей, в частности структурнофункциональный анализ, сравнительноисторический метод и др. Но особенно важным из методов здесь является метод наблюдения, что объясняется своеобразием способа существования самого танца как явления народной культуры. Танец является видом искусства, в котором основой для создания художественного образа являются движения, жесты, положение тела танцора, которые иначе как через наблюдение невозможно исследовать. С точки зрения этнографии национальные танцы относятся к так называемым акциональным (action – действие) формам фольклора. Истоки танца связаны с самыми глубинными процессами, происходящими в жизни того или иного этноса.

Важными знаковыми (семиотическими) составляющими, через которые раскрывается сущность человека, являются жестикуляция и мимика. Наукой доказано, что в традиционной танцевальной культуре находит отражение индивидуальная работа как правого, так и левого полушария головного мозга. Задействованность правого полушария в танцевальной культуре имеет следствием возникновение разного рода шаманских практик, так называемых магических танцев. Последние ориентированы на использование невербальной коммуникации, на демонстрацию и передачу особых состояний – аффектации, на сублимацию эмоций в движения (например, танцы суфиев, см. ниже). Aестикуляция и мимика лежат в основе физических движений и действий, которые формируют действеннообразное наполнение не только танца, но и таких знаковых составляющих традиционной культуры, как ритуал или игра актёра. sзык жестов и танца часто способны воспринять только представители данной этнической культуры.

Ритуал является древнейшим общественным и художественным явлением, а важнейший в нём компонент – знаковое физическое движение. Искусство выразительных движений человека (танец, театр, пантомима, цирк) – это исполнительская и зрелищная семиотика. Их объединяет и отличает от других искусств не только то, что их фактура, плоть – это тело человека, но и то, что в танце (или театре) произведение искусства возникает на глазах зрителей. Они являются видами искусства, существующими только в момент исполнения. С окончанием представления, танца и т. п. они перестают существовать. По этой причине их также называют нефиксированными формами художественной культуры, в том числе и этнической.

Народный (этнический танец) – танец определённого народа (этноса), сложившийся на базе народных танцевальных традиций. Интерес к нему в последнее время необычайно вырос. По этой причине этнотанец и является законным предметом исследования не только хореографии, но и такой исторической науки, как этнография. Специальная этнографическая субдисциплина, так называемая этническая хореография, сформировалась на стыке этнографии и хореографии. Она изучает причины и условия формирования этнического танца. Кроме того, этнохореография объясняет причины общего и особенного в этнической танцевальной традиции разных народов мира.

...

Таким образом, своими корнями танец уходит в народное творчество. Все празднества начинались и сопровождались танцами. Танец мог быть развлечением, иллюстрацией, повествованием о важном событии. Eюбовь, труд, обряд – вся жизнь народа воплощается в танцевальных движениях. Танец настолько связан с жизнью, что в языке, например, мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» выражаются одним и тем же словом.

Народный танец, как мелодичное и ритмичное выражение человеческого тела, раскрывает характер народа, его мысли и чувства о мире. В современных условиях народный танец получает новую жизнь. Во всём мире особенно с середины XX века распространяется увлечение подлинным, этнографически достоверным танцевальным фольклором. Благодаря демонстрации сценических форм народных танцев появилось немало профессиональных танцевальных трупп, ансамблей. Значительное их число достигло известности – российский Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, «Oольклорный балет» Мексики, «Инбал » Израиля, «Баянихан» Oилиппин и др. Наконец, этнические танцевальные мотивы играют большую роль в балете.