От автора

В 1940 г. вышел из печати учебник «История западноевропейской музыки до 1789 года», в основе которого лежал курс, читавшийся мною для студентов историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории. За сорок с лишним лет, прошедших с тех пор, в науке о музыке накопилось множество новых данных, требующих исправлений, уточнений и частичного пересмотра того, что писалось еще в предвоенные годы. Поскольку учебником моим до последнего времени продолжали пользоваться читатели, было признано целесообразным пересмотреть его текст в соответствии с современным состоянием музыкознания. В 1982 и 1983 гг. вышли два тома «Истории западноевропейской музыки до 1789 года», подготовленные мной для второго, переработанного издания со многими уточнениями, добавлениями, новыми материалами и рядом новых соображений и оценок, вынесенных автором из опыта исследовательской работы. Это издание, как и первое, предназначается для студентов историков и теоретиков музыкальных вузов нашей страны. Между тем студенты исполнительских специальностей нуждаются в учебнике несколько иного профиля — достаточно полном в смысле освещения исторических эпох и крупных творческих личностей, но более кратком, сжатом по изложению, с исключением ряда подробностей и концентрацией внимания на последовательности основных исторических явлений. Этой цели и призвано служить настоящее издание, которое выпускается тоже в двух книгах, но значительно меньшего объема. Нотные примеры помещены в конце каждой книги.

Мы отдаем себе отчет в том, что учащиеся различных специальностей нуждаются при изучении истории музыки в дифференцированном подходе к материалу. Пианистов, например, может по преимуществу интересовать то, что менее важно для хоровиков, а вокалистов — несколько иное, чем исполнителей, скажем, на струнных и духовых инструментах. Не только собственно интересы, но и учебные потребности у студентов различных специальностей обычно не вполне совпадают — в связи с их репертуаром, его спецификой, его историей и исполнительскими традициями, а также, конечно, с композиторскими личностями. Поэтому нужно предоставить педагогам, ведущим соответствующий курс, возможность выделения одних разделов учебника и сокращения некоторых других — в зависимости от состава слушателей, их учебных надобностей и преобладающих интересов.

В качестве дополнительного материала к учебнику можно рекомендовать по его темам ряд советских изданий, вышедших за последние годы (указываем лишь книги, но не статьи в периодической печати и научных сборниках). Так, в связи с историей полифонии, проблематика которой усиленно разрабатывается нашим музыкознанием, следует назвать следующие работы: Ю. Евдокимова «Многоголосие средневековья. X–XIV века» (М., 1983); Вл. Протопопов «История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII–XIX веков» (М., 1965 — первые разделы книги); он же «Очерки из истории инструментальных форм XVI — начала XIX века» (М., 1979); Ю. Евдокимова и Н. Симакова «Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним» (М., 1982). Нотный материал содержится в следующих специальных изданиях: Вл. Протопопов «Из истории форм инструментальной музыки XVI–XVIII веков. Хрестоматия» (М., 1980); Н. Симакова «Вокальные жанры эпохи Возрождения» (М., 1985). В связи с другими темами назовем еще книги: В. Конен «Клаудио Монтеверди» (М., 1971); «Античная музыкальная эстетика» (М., 1960), «Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения» (М., 1966) и «Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков» (М., 1971). Дополнительные сведения о различных специальных терминах и явлениях, рассматриваемых в учебнике, студенты могут почерпнуть в Музыкальной энциклопедии, тома 1–6 (М., 1973–1982).

Автор приносит глубокую благодарность всем, кто в процессе обсуждения книги высказал советы или замечания по ее тексту: коллективу сотрудников Сектора классического искусства Запада во ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР, рецензентам рукописи — профессору Московской государственной консерватории Н. С. Николаевой и доценту Н. А. Симаковой, а также доктору искусствоведения М. Е. Тараканову.