Представленное учебное пособие рассчитано, прежде всего, на студентов вузов культуры и искусств, изучающих дисциплину «Сценарное мастерство» в рамках учебного плана по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Это одна из основополагающих дисциплин специальности, которая подразумевает, что режиссёр праздников и театрализованных представлений должен или сам уметь писать сценарии, или же диктовать свой сценарно-режиссёрский замысел творческому коллективу. Возможно, что пособие привлечёт к себе и широкий круг практиков этой сферы деятельности, поскольку содержит многочисленные примеры сценарного творчества. Автор не претендует на создание какой-то своей особой школы сценарного мастерства, его цель – обобщить разрозненный информационный материал, на который он опирается в своих вузовских лекциях, преломляя его через своё видение каждой темы.
Необходимость в подобной работе вызвана тем, что за десятилетия подготовки специалистов названного профиля выпускалось крайне мало специальных пособий по сценарному мастерству, причём в основном в 70-х – 80-х годах. Все они были ориентированы на соответствующую своему времени социально-политическую ситуацию и на поддержку существующей идеологии. Но даже и в те годы пособий по сценарному мастерству было недостаточно. В то же время успела сложиться определённая методика, расхождения в понимании которой, в традициях учебной подготовки разных вузов культуры, не были существенны. Пытаясь систематизировать разрозненный материал, разные взгляды и противоречивые позиции, автор не категоричен в своих суждениях, хотя явно придерживается позиций «ленинградской школы» сценарного творчества, чьим воспитанником является.
У каждого, кто занимается сценарным мастерством, существует свой подход к творчеству, но профессионал, по мнению автора, всегда поймёт профессионала, ибо они говорят на одном языке – языке школы сценарного мастерства в сфере театрализации жизни. Эта школа существует объективно и существует благодаря трудам Д.М. Генкина, Э.В. Вершковского, Д.Н. Аля, А.Д. Силина, И.Г. Шароева, А.И. Чечётина и др. Работы перечисленных авторов легли в основу данного пособия. За последние десятилетия новых существенных публикаций по проблемам сценарного мастерства не появилось, (кроме вышедшего в Краснодаре пособия О.И. Маркова, чья методика работы над сценарием, на наш взгляд, спорна).
Содержание настоящей работы – это не просто изложение теории с комментариями составителя и иллюстративными примерами. Работа предлагает новый опыт систематизации существующих знаний в данной сфере творчества, в ней впервые рассматривается проблема формирования социально-психологической атмосферы праздничного общения на сценарном уровне, подробно анализируются виды сценарно-режиссёрского хода и т.д. Изложенный материал не лишён субъективистского подхода, но это, во-первых, закономерно, так как сценарное мастерство – это сфера художественного творчества, а оно всегда субъективно, во-вторых, имея сорокалетний опыт работы преподавания и сценарного творчества, автор имеет право на свою позицию. Пособие написано доступным языком, нацеленным на раскрытие весьма сложных тем, которые нашли своё выражение в шести главах и шестнадцати параграфах. Главы посвящены специфике предмета, логике сценарного замысла, языку театрализации жизни, путям формирования социально-психологической атмосферы в празднующей общности и копилке творческого опыта. В пособии отражён, в той или иной мере, весь свод знаний, который должен освоить студент названной специальности за время обучения сценарному мастерству, за исключением материала по основам теории драмы.
Язык учебного пособия максимально приближен к разговорной речи. Прибегая к диалоговой форме изложения материала, используя многочисленные примеры, автор стремится не только достичь информационно-обучающей цели, но и способствовать рождению новых творческих импульсов у будущих специалистов.