Предисловие

Представленное учебное пособие рассчитано, прежде всего, на студентов вузов культуры и искусств, изучающих дисциплину  «Сценарное мастерство» в рамках учебного плана по специальности   «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Это одна из основополагающих дисцип­лин специальности, которая подразумевает, что режиссёр  празд­ников и театрализованных представлений должен или  сам уметь  писать сценарии, или же диктовать свой сценарно-режиссёрский замысел творческому коллективу. Возможно, что посо­бие привлечёт к себе и широкий круг практиков этой сферы дея­тельности, поскольку содержит многочисленные примеры сце­нарного творчества. Автор не претендует на создание какой-то своей особой школы сценарного мастерства, его цель – обобщить разрозненный информационный материал, на который он опирается в своих вузовских лекциях, преломляя его через своё видение каждой темы.

Необходимость в подобной работе вызвана тем,  что за десятилетия подготовки специалистов названного профиля выпуска­лось крайне мало специальных пособий по сценарному мастер­ству, причём в основном в 70-х – 80-х годах. Все они были ори­ентированы на соответствующую своему времени  социально-политическую ситуацию и на поддержку существующей идео­логии. Но даже и в те годы пособий по сценарному мастерству  было недостаточно.  В то же время успела сложиться  опреде­лённая методика, расхождения  в понимании  которой,  в  тра­дициях учебной подготовки разных вузов культуры, не были существенны. Пытаясь систематизировать разрозненный мате­риал, разные взгляды и противоречивые позиции, автор не кате­горичен в своих суждениях, хотя явно придерживается позиций «ленинградской школы» сценарного творчества, чьим воспи­танником является.

У каждого, кто занимается сценарным мастерством, существует свой подход к творчеству, но профес­сионал, по мнению автора, всегда поймёт профессионала, ибо они говорят на одном языке – языке школы сценарного мастер­ства в сфере театрализации жизни.  Эта школа существует объ­ективно и существует благодаря трудам Д.М. Генкина, Э.В. Вершковского, Д.Н. Аля, А.Д. Силина, И.Г. Шароева, А.И. Чечётина и др. Работы перечисленных авторов  легли в основу данного пособия.  За последние десятилетия новых существенных публикаций по проблемам сценарного мастерства не появилось, (кроме вышедшего в Краснодаре пособия О.И. Маркова, чья методика работы над сценарием,  на наш взгляд, спорна). 

Содержание настоящей работы – это не просто изложение теории с комментариями составителя и иллюстративными примерами. Работа  предлагает новый опыт систематизации  существующих знаний в данной сфере творчества, в ней впервые рассматривается   проблема формирования социально-психологической атмо­сферы праздничного общения на сценарном уровне, подробно анализируются виды сценарно-режиссёрского хода и т.д. Изложенный материал не лишён субъективистского подхода, но  это, во-первых, закономерно,  так как сценарное мастерство – это сфера художественного творчества, а оно всегда субъективно, во-вторых, имея сорокалетний опыт работы пре­подавания  и  сценарного творчества, автор имеет право на свою позицию. Пособие написано доступным языком, нацеленным на раскрытие весьма сложных тем, которые нашли своё выражение в шести  главах и шестнадцати параграфах. Главы посвящены спе­цифике предмета, логике сценарного замысла, языку театрали­зации жизни, путям формирования социально-психологической атмосферы в празднующей общности и  копилке творческого опыта. В пособии отражён, в той или иной мере, весь  свод зна­ний, который должен освоить  студент названной специальности за время обучения сценарному мастерству, за исключением материала по основам теории драмы.

Язык учебного пособия максимально приближен к разговорной речи. Прибегая к диалоговой форме изложения материала, используя многочисленные примеры, автор стремится  не только достичь информационно-обучающей цели, но и способ­ствовать рождению новых творческих импульсов у будущих специалистов.