Предисловие

У каждого балетмейстера своя «лаборатория», своя «кухня». В основе творческой мастерской балетмейстера лежит определенная технология (методика и практика) создания народно-сценического хореографического произведения. По существу, это развернутая программа творческой деятельности его как художника, создателя и постановщика танца.

Вам, уважаемые читатели, предлагается рассмотреть русскую народно-сценическую хореографию как явление художественно-образное, многокомпонентное, требующее от балетмейстера таланта, терпения, больших психофизических усилий и любви к людям, которым он посвящает свои творения.

Балетмейстером не рождаются, им становятся. Но становятся не сразу, не вдруг. Прежде надо пройти курс исполнительской школы, не понаслышке знать ритмику, пластику, эстетику народного плясового творчества, пропустить через себя, через свое тело и душу тончайшие нюансы музыкально-танцевального взаимодействия в лоне русской народно-сценической хореографии.

Обучение балетмейстерскому мастерству — процесс сложный, длительный, требующий логически продуманной преемственности в изучении, использовании и целенаправленном, творчески преобразующем освоении накопленных русской народно-сценической хореографией выразитель-ных средств и приемов художественного воздействия на зрителей.

Чтобы стать балетмейстером, надо многому учиться. Надо знать все, что связано с мировой и отечественной музыкально-танцевальной культурой. Чувствовать и зрительно ощущать музыкальные звукообразы. Пользоваться опытом сценической режиссуры. Знать тонкости актерского мастерства. Уметь использовать возможности костюмного и сценического оформления в создании хореографических образов. Надо обладать педагогическими навыками, знаниями психологии общения, быть сведущим во многих областях человеческой жизнедеятельности. И, конечно, разбираться в деталях своей непосредственной созидательной работы над сценическим хореографическим произведением.

Лаборатория, творческая кухня русской народно-сценической хореографии как бы суммирует эти знания и умения, приводит их в некую систему художнических взглядов и профессиональных навыков. Формирует специфическое хореографическое видение, мышление, творчество, вооружает балетмейстера надежным рабочим методом.

Процесс балетмейстерского художнического возмужания складывается из нескольких этапов. У каждого этапа своя задача, решение которой предлагается в соответствующем разделе.

На первом этапе ученику чрезвычайно важно освоить танцевальную «азбуку» русской народно-сценической хореографии. Речь идет не об освоении техники исполнения элементов танца — этим ученик должен владеть в полной мере. Будущему балетмейстеру на начальном этапе учебы важно познать логику строения членораздельной плясовой речи, овладеть технологией ее создания.

Задача второго этапа — научиться путем связной плясовой речи образно и грамотно передавать чувство, выражать мысль, излагать содержание, тему-идею хореографического произведения. Речь идет опять же не об исполнительской стороне. На этом этапе ученик познает основы превращения танцевального «лепета» в осмысленные хореографические «зарисовки».

На третьем этапе ученику необходимо обрести умение композиционно грамотно и драматургически верно выстраивать образно-содержательное хореографическое действие с учетом сценических требований и закономерностей зрительского восприятия.

Четвертый этап важен приобретением умений и навыков выражения образно-содержательного хореографического действия в определенной композиционной музыкально-танцевальной форме, исторически сложившейся в русской народной хореографии.

На пятом этапе ученику следует понять природу, специфику русского музыкально-танцевального фольклора, познать особенности его сценической обработки, освоить логику развития и разработки фольклорных мотивов, научиться создавать современные русские народно-сценические хореографические произведения.

Перед нами стоит цель: системно изложить технологическую цепочку балетмейстерской работы, методику и практику создания русской народно-сценической пляски. Почему именно «русской народно-сценической»? «Русская» — наша родная национальная пляска. А «народно-сценическая» — потому что она, как жанр, специфична и значительно отличается своей корневой базой не только от классического или характерного танца, но и от своей природной, фольклорной, то есть подлинно народной пляски. Для начинающего балетмейстера такая узкая специализация особенно важна.

Тематика заданий, упражнений и этюдов выбрана не случайно. Одним из главных направлений работы танцевальных ансамблей является создание современных сценических постановок на базе многовековых традиций русского хореографического фольклора, воспитание на них участников и зрителей. В каком бы плане и на каком бы материале ни работал художественный коллектив, он не может обойти такие вопросы, как создание хореографических композиций на материале традиционных танцевальных движений, орнаментальных мотивов, на основе проникновения в суть национального характера русского человека, продолжение и развитие многовековых традиций народа. Недаром эти вопросы постоянно находятся в центре внимания различных семинаров, курсов повышения квалификации, мастер-классов.

В своей работе мы не стремимся ответить на все вопросы. Это невозможно сделать, да и не нужно. Общеизвестно, что заранее определенных формул творческих решений, «железных правил», которыми можно было бы пользоваться в любом случае механически, в искусстве русской народно-сценической хореографии нет и быть не может.

Освоение профессии балетмейстера — это сочетание фантазии, творчества и ремесла, это индивидуальная учеба, это постоянный поиск, во многом интуитивный. Существуют лишь основные технологические принципы, приемы балетмейстерского мастерства. Их надо знать и уметь применять на практике. Наша цель — помочь вам понять эти принципы и приемы, показать, как ими можно пользоваться.

В данной работе, помимо теоретических рассуждений и анализа практического материала, есть задания, упражнения-этюды. Советуем их выполнять. Впрочем, может быть, вы решите не делать упражнений, а просто прочитаете текст. Каков бы ни был ваш выбор, важно, чтобы он был сознательным и ответственным.

Однако не забывайте: главные открытия и внутренние изменения произойдут, если вы будете не просто читать, а выполнять надлежащие задания. То, что мы слышим, забывается быстро. То, что мы видим, запоминается немного лучше. И лишь только то можно понять, прочувствовать и осмыслить, что мы делаем сами.