Введение

Настоящее пособие ограничено узкопедагогическими задачами. Основы композиции — самая сущность музыкального творчества – трактуются лишь с точки зрения технологии музыкального искусства. Ввиду того, что пособие предназначается для начинающих, особый акцент делается на элементарные (первичные) формообразования.

Каждый вид искусства характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо для творческой работы. Музыка – один из самых трудоемких видов искусства — особенно нуждается в технической оснащенности.

В связи с этим композитору следует изучить целый ряд специальных дисциплин, без знания которых немыслима его деятельность как профессионала. К таким дисциплинам относятся: сольфеджио — чисто практический курс, развивающий музыкальный слух; элементарная теория, знакомящая с основными элементами музыкальной речи; гармония, сообщающая сведения о строении аккордов, их взаимоотношениях и связи с мелодией; полифония, назначение которой сводится к изложению приемов контрапунктического многоголосия; курс анализа, посвященный архитектонике музыкальных произведений; инструментовка, дающая знания о музыкальных инструментах и понятие о том, как нужно писать для оркестра.

Кроме того, начинающему композитору совершенно необходимо овладеть игрой на фортепиано и чтением с листа, связанным с этим инструментом. Молодые люди, слабо одаренные в слуховом отношении, но обладающие творческой фантазией и пытающиеся сочинять, особое внимание должны уделять культуре внутреннего слуха, чтобы достичь такой степени представляемости, при которой любая нотная запись сразу вызывает соответствующее слуховое ощущение.

Усвоение специальных теоретических дисциплин и игра на фортепиано не только познакомят учащихся с технологией музыкального искусства, но и в значительной мере отшлифуют их звуковое мышление. Тем не менее в обучении композиции остается еще большая область чисто эстетических проблем, для разрешения которых нужные навыки приобретаются благодаря собственному творческому опыту и критическим указаниям старших товарищей.

Вопросы, касающиеся взаимоотношений формы и содержания,— как оформить тот или иной звуковой образ, какой выбрать мелодический или гармонический материал, как фактурно его изложить, найти ту или иную структурную схему, распланировать всё произведение в соответствующих размерах — еще недостаточно освещены в методической литературе. Ответы на них мы находим либо в отдельных музыковедческих статьях, либо в мемуарах и переписке самих композиторов, а чаще всего в устной передаче преподавателей классов сочинения в музыкальных учебных заведениях. Содержание настоящего пособия строго ограничено грамматикой музыкальной речи гомофонного стиля; но в то же время автор стремился дать и посильные ответы на вопросы, которые нередко возникают у молодого музыканта, заочно или самостоятельно изучающего композицию.

В некоторых отношениях предлагаемое пособие составлено в виде хрестоматии: весь текст излагается в минимальном количестве и очень часто даже конспективно. Одним из лучших способов обучения композиции является инициативное ознакомление с выдающимися и разнообразными примерами музыкальной литературы. Инициативно-творческому изучению музыкальных произведений посвящаются конкретные указания.

В пособии приводятся самые необходимые сведения об эволюции музыкальной формы, что очень важно для обоснования правил музыкальней грамматики.

Отступления в область истории, которые делает автор (как показывает педагогическая практика), не только не мешают усвоению учебного материала, но, наоборот, вооружают начинающего композитора идейно и будят в нем творческую мысль. Кроме того, изучение различных стилей в их исторической преемственности способствует правильному отбору музыкально-выразительных средств для оформления художественных образов современности.

Примеры в подавляющем большинстве случаев заимствованы из произведений композиторов-классиков. Особое внимание в них уделяется структурно-функциональному строению музыкальной речи. Масштабные схемы использованы довольно широко, так как цифровые данные дают наглядное представление о структуре художественной формы.

Образцам народного творчества отводится значительное место; здесь представлены преимущественно песенные жанры, которые служат и, очевидно, всегда будут служить лучшим доказательством правдивого развития музыкальной мысли...

Тесная связь композиторов-профессионалов с народным творчеством, как это наблюдалось в различных стилях и в разные эпохи, являлась прекрасной профилактикой против всякого рода формалистических извращений и содействовала утверждению здоровых жизненных начал, оптимизма и веры в свои силы.

Для подтверждения личных взглядов автора в пособии помещаются высказывания известных композиторов и искусствоведов, а также проводятся параллели с другими видами искусства.

Как не раз отмечалось музыкантами (Римским-Корсаковым, Праутом) и литературоведами (Белинским), никакая теория не может научить творчеству. Чтобы стать композитором или писателем, нужно обладать образным мышлением и быть одаренным в своей области. Всякий же учебник может служить лишь очередной ступенью к овладению мастерством, но не заменить талант.

По мнению автора, ни теория, ни руководство не могут также предусмотреть всех необходимых для творческой практики правил и предписать ту или иную последовательность в работе, да в этом и нет особой надобности, поскольку творческий процесс не является только ремесленным заполнением какого-то графика. У талантливого человека зачастую возникают удачные творческие мысли совершенно неожиданно, и его нужно поощрить, если он по личной инициативе стремится найти собственные средства выражения. Овладеть художественным мастерством можно лишь в результате целеустремленной работы, и первые шаги в этом направлении очень ответственны. Исходя из характера одаренности учащегося, при обучении композиции следует применять индивидуально-различную методику: одному можно предложить заняться одноголосной песней, чтобы выправить отстающую мелодичность; внимание другого – направить на фактуру и начать обучение с прелюдий или вариаций. Но важно отметить, что свободное владение основными элементами музыкальной формы необходимо для каждой творческой индивидуальности.

Пренебрежение школьной техникой ведет к дилетантизму, и наоборот, увлечение голой техникой (что, как ни странно, встречается среди начинающих) — к сухости, лишающей музыку выразительности и эмоциональной силы. Поэтому, работая над художественной формой любого произведения, учащийся всегда должен помнить о соответствии идейно-образного содержания с техническим умением. Это правило относится ко всем видам искусства, к музыке же — особенно. Если без идейного замысла даже мастерское оформление — ничто, то и без соответствующего технического мастерства даже самый значительный по содержанию замысел теряет свою силу.

Свободное владение основными элементами формы помогает композитору выбирать подходящие для него средства. Фортепианная соната или симфония, конечно, могут быть написаны очень одаренным человеком без необходимых навыков, но на эту работу потребуется гораздо меньше усилий и времени, если предварительно им будут приобретены нужные навыки и знания.

К постоянно встречающимся творческим просчетам у начинающих композиторов следует отнести излишнее тематическое многословие у одних и тематическую недоразвитость у других, а также почти у всех неточное выявление функциональной стороны отдельных разделов и формы в целом. Эти недостатки, губящие подчас хорошие музыкальные мысли, при овладении основными элементами формы и приемами их развития устраняются сами собой.

Весь материал пособия изложен таким образом, чтобы он был пригоден для любой индивидуальности. Тем ученикам, которые пожелают усвоить его самостоятельно и в учебно-методическом порядке, указывается поурочно проработка материала в виде определенных заданий.

Такие задания учащийся должен выполнять, начиная с седьмой главы «Мелодия». К этому времени начинающий композитор приобретет необходимый для творческой работы комплекс сведений. Задания даются с тем расчетом, чтобы не связывать ученика узкими рамками методических правил.

Художественное творчество, как известно, подразумевает полную свободу в использовании выразительных средств, которые при соблюдении соответствующих технологических правил делают его понятным. Усвоение технологии музыкального искусства не должно носить отпечатка догматического обучения, которое в лучшем случае не приносит никакой пользы, а в худшем случае калечит талантливого ученика.

Исходя из этих соображений, автор стремился сохранить необходимую последовательность для свободного, но в то же время не дилетантского, а организованного, профессионального усвоения творческих навыков.

Так, например, задания на мелодию (см. седьмую главу) сначала ограничиваются общими пожеланиями, и только после сочинения ряд мелодий предлагается ввести их в известные структурные рамки. Перед тем как приступить к изучению классических форм (см. двенадцатую главу), учащийся практически усваивает по заданиям предыдущей главы несложные структуры небольших законченных пьес. Это в дальнейшем должно облегчить ему ознакомление со строгими классическими формами. Аналогично автор поступает и во всех других случаях.

Задания иллюстрируются эскизной и экспериментальной работой опытных мастеров, образцы которой заимствованы из музейных архивов. На таких примерах учащийся получает представление о том, как происходила и может происходить творческая р бота композитора. Эти сведения приводятся главным образом для обучающихся самостоятельно, то есть для тех, которые не пользуются непосредственно советами педагога. Если же занятиями учащегося руководит старший по искусству товарищ, то последний может варьировать не только задания, но и порядок усвоения всего учебного материала. При самостоятельном изучении пособия рекомендуется, чтобы ученик не отступал от предлагаемых системы и заданий. Число часов для выполнения заданий по каждой главе и по каждой теме не указывается. Но автор считает, что для самостоятельного прохождения всего курса в среднем потребуется не менее трех лет. При занятиях с преподавателем продолжительность курса и часы по учебным темам определяются педагогом, исходя из существующей программы курса сочинения того или иного учебного заведения.

Учащийся, имеющий руководителя, может пользоваться данным пособием при знании одной элементарной теории музыки, дополненной сведениями, изложенными во Введении в гармонию (см. Бригадный учебник гармонии 1). Трудность усвоения пособия без знания курсов гармонии и полифонии может быть восполнена и облегчена разъяснениями опытного преподавателя по сочинению. Учащийся, занимающийся самостоятельно, должен иметь предварительную подготовку в объеме курса теоретического отделения музыкального училища.

Автор также считает, что занятия будут более продуктивными, если учащийся сначала ознакомится с содержанием всех глав, включая последнюю — пятнадцатую («Творческий труд»), а затем снова вернется к седьмой главе, в которой даются первые задания, и после этого начнет практическую проработку учебного материала.