Предисловие

Предлагаемое учебное пособие разработано по дисциплинам «Иностранный язык (английский)», «Профессиональное общение на иностранном языке» для магистрантов, обучающихся в консерваториях, институтах культуры по следующим специальностям.

53.04.01  (073100)  Музыкально-инструментальное  искусство

Фортепиано

Оркестровые струнные инструменты

Оркестровые духовые и ударные инструменты

Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

Инструменты эстрадного оркестра

53.04.02 (073400) Вокальное искусство

Эстрадно-джазовое пение

53.04.03 (073700) Искусство народного пения

Сольное народное пение

53.04.04 (073500) Дирижирование

Дирижирование академическим хором

Дирижирование оперно-симфоническим оркестром

Дирижирование народным оркестром

53.04.06  (073000)  Музыкознание  и  музыкально-прикладное искусство

Музыковедение

Музыкальная педагогика

В Федеральном компоненте к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы указаны следующие дидактические единицы по дисциплине «иностранный язык»: закрепление программы бакалавриата по иностранному языку, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для профессионального общения. Различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической, диалогической). Курс аннотирования научной литературы, курс реферирования и написания письма.

Цель курса — представить систематизированный материал профессионального характера для формирования межкультурной коммуникативной и профессиональной компетентностей специалиста музыкальной сферы и области культуры.

Представленное пособие способствует изучению нового лексико-грамматического материала, необходимого для общения на профессиональные темы, активизации различных видов речевой деятельности и форм речи (устной, письменной, монологической, диалогической), что соответствует рабочим программам по дисциплине «Иностранный язык (английский)», «Профессиональное общение на иностранном языке», утвержденными учебно-методическими советами институтов культуры и консерваторий.

Пособие содержит 6 блоков определенной тематической направленности, лексико-грамматические упражнения к ним творческого характера. Обеспечено тематическое единство каждого из уроков. Также есть приложения, включающие клише по аспекту аннотирования и реферирования; глоссарий музыкальных терминов, тесты.

В первом блоке представлены профессиональные тексты и разработанные к ним задания на формирование навыков чтения.

Дополните предложения из текста, используя следующие слова ...

Найдите в тексте соответствующие предложения на английском языке.

Опираясь на прочитанный текст, ответьте на следующие вопросы на английском языке.

Прочитайте текст и соотнесите названия абзацев с их смысловым содержанием.

Выберете один из предлагаемых вариантов согласно тексту.

Прочитайте текст и заполните спайдаграмму.

Во втором блоке автор акцентирует внимание на развитии навыков просмотрового чтения, которое находит выход в аннотировании текстов профессиональной направленности с кратким изложением основного содержания текста. Аннотация включает 3–4 предложения и должна дать очень краткую, обобщенную характеристику материала. Иными словами, сведения об авторе и выходные данные материала, определение главной темы, основной ценности представленной информации. Предложены тексты музыкальной направленности в объеме до 2000 знаков.

В третий блок включены тексты для реферирования, цель которого — сформированность умений зрелого чтения. Учебное реферирование является программным требованием, поэтому при ознакомительном чтении учащийся должен точно и полно понять содержание оригинала, выделить главную мысль прочитанного. С помощью клише необходимо передать выходные данные, основную тему, выводы автора. Объем реферирования не должен быть более 15 предложений. Представлены тексты в объеме до 1500 знаков.

В четвертый блок включен материал по письму. Автором представлены текст(содержащий материал по оформлению и написанию письма), письма(на музыкальную тематику) и задание(целью которого является написание ответа).

В пятом блоке автор предлагает тексты, описывающие устройство того или иного музыкального инструмента, и тексты о первых русских музыкальных инструментах, что способствует расширению кругозора обучающихся, формированию навыков чтения и говорения. К каждому тексту прилагается рисунок — изображение инструмента с указанием его составляющих частей. Профессиональная заинтересованность студента в содержании текста и возможность высказаться по специальности входят в методический замысел этого урока. Нижеперечисленные задания способствуют формированию профессиональной компетентности специалиста мира музыки.

Выберите из предложенных текстов:

народные инструменты;

духовые инструменты;

клавишные инструменты.

Перечислите, на каких инструментах играют в:

симфоническом оркестре;

оркестре народных инструментов;

духовом оркестре.

В шестой блок автор включил материал о том, что такое музыка и составляющие музыки (ритм, тональность, пауза, скорость и т. д.), что способствует закреплению ранее полученных знаний по таким предметам, как «Сольфеджио», «История музыки».

Автор пособия предлагает глоссарий — систематизированный отбор лексики профессиональной направленности, необходимой специалисту в процессе коммуникации на иностранном языке в период общения с представителями англоязычных стран на профессиональные темы.

Также вниманию обучающихся предлагаются клише по аспекту реферирования и аннотирования текстов профессиональной направленности.

В последнее время в рамках изучения иностранного языка уделяется особо пристальное внимание произношению и интонации. В связи с этим в пособие были включены диалоги и задания к ним с целью развития фонетических навыков у магистрантов.