Введение

Данный учебник является продолжением «Сольфеджио» для 1–3 классов ДМШ и ДШИ П. П. Сладкова. Это второе из трех намеченных к изданию выпусков сольфеджио. Как и в первом выпуске, здесь излагается система развития музыкального слуха, в которую входят:

а) методические указания;

б) технические упражнения, формирующие учебный словарь посредством инто-нирования и слухового анализа;

в) примеры для сольфеджирования;

г) объем теоретического материала и план его освоения.

В учебнике нет примеров по музыкальному диктанту. Их легко может подобрать любой педагог из существующих различных пособий по данному разделу сольфеджио. Мы не видим оснований перегружать пособие теоретическими сведениями, их легко можно получить, используя для этой цели любое руководство по элементарной теории музыки, в том числе и общеизвестное «Практическое руководство по музыкальной грамоте» Г. Фридкина.

В предлагаемом учебнике план теоретического материала изложен в том объеме и в той последовательности, которые отвечают задачам и запросам профессиональной деятельности, поставленным в программах исполнительских классов. Глубина изучения теоретических тем и скорость их освоения всякий раз будут определяться уровнем знаний учащихся.

Музыкальная педагогика является частью общей педагогики. В связи с этим роль вербального словаря и сольфеджийного едина. Задача первого — способствовать формированию навыков грамотного чтения и письма, а второго — целенаправленно формировать навыки грамотного восприятия и интонирования музыки. Владение словарем литературного языка является необходимым для всех, его изучение, как и требования к знаниям сольфеджийного словаря музыкантами, распространяется на всех без исключения и не может служить привилегией лишь каких-то отдельных учебных заведений или избранных специальностей. В связи с этим существующая практика дифференцированного подхода к освоению сольфеджио, изначально запрограммированная разница в слуховой подготовке учащихся, оценивается нами как анахронизм.Слуховыми навыками в равной мере и хорошо обязаны владеть все без исключения музыканты. Поэтому объем требований по сольфеджио для освоения внутри ДМШ мыслится общим для всех специальностей, естественно, с учетом объективно существующих сугубо специфических особенностей, свойственных каждому профилю.

Предлагаемый курс сольфеджио рассчитан на 7 лет обучения. Вместе с тем он легко может быть переориентирован каждым педагогом и на учеников с пятилетним сроком обучения (народников, духовиков и контрабасистов).

Группу подготовительных упражнений, изложенную в начале пособия, педагог должен рационально использовать, органично сочетая упражнения с иными формами работы в процессе развития музыкального слуха учащихся.