От автора

Написание аннотаций на хоровые произведения, работа над которыми проводится студентами в классе по дирижированию, является важным средством обучения. Их написание призвано не только научить студента среднего профессионального музыкального учебного заведения анализировать осваиваемую партитуру, но и привить навык самостоятельного художественного прочтения хорового произведения (создания своей исполнительской интерпретации). Кроме того в процессе создания такого исследования вырабатывается определённый коммуникативный «словарь», который студент будет использовать в своей практической деятельности.

Целью данной методической работы является стремление привить учащимся среднего образовательного звена навыки написания аннотаций  на хоровые произведения, систематизировав накопленный в музыкально-педагогической практике опыт.

Основным требованием к оформлению аннотации является необходимость избегать простого перечисления фактов, лежащих на поверхности.  Наиболее ценным является умение обнаруживать и описывать  неповторимые  особенности анализируемой партитуры в каждом единичном случае. Нельзя преуменьшать и роль художественного вкуса, который должен прививаться студенту на протяжении всех лет обучения.

В данной методической работе студент найдет не только рекомендации по написанию аннотации, но и ряд сведений из области истории музыки и музыковедения, на которые он может опереться исходя из принципа избирательности, а также нотные примеры из хоровой литературы. Ряд вспомогательной терминологии и дополнительной  информации помещён в разделе Примечания. Однако информационное наполнение данной методической работы не является исчерпывающим и всеобъемлющим. Раскрытие многих пунктов аннотации требует не только дополнительной углублённой работы со специальной литературой, указанной в прилагаемом списке рекомендованных книг, но и знаний из таких смежных дисциплин, как дирижирование, гармония, музыкальная литература, народное музыкальное творчество, хороведение и других. Работа над такими разделами аннотации, как анализ литературного текста, выявление вокально-хоровых трудностей и некоторыми другими, обычно является трудоёмкой для студента, особенно первого года обучения. Поэтому в данной работе  больше внимания уделено раскрытию содержания именно этих разделов.

В случае, если раскрытие того или иного пункта плана аннотации вызовет у студента трудности, то степень полноты его раскрытия должна определяться совместно с преподавателем класса дирижирования, а не буквальным следованием плану аннотации. В приложении приведены два разноуровневых плана аннотации: для студентов первого года обучения и последующих лет. Эти планы носят схематический характер. Студент может свободно применить творческий подход, изменив порядок изложения тех или иных особенностей партитуры.

Одним из важных требований к  написанию аннотации студентом является необходимостьиллюстрировать нотными примерами большинство выводов. Техническая сторона выполнения этого требования подробно не рассматривается в данной работе,  несмотря на то, что некоторые студенты начальных лет обучения не обладают достаточными навыками работы за компьютером и не способны применить элементарные способы помещения иллюстративного материала в созданный ими текстовый  файл в программе Word. В данном случае можно рекомендовать хотя бы один из таких приёмов при работе в программе AdobeAcrobatProDC, когда студент, пройдя по вкладке «Редактирование», сможет найти и выполнить функцию «сделать снимок» фрагмента заранее сканированной партитуры,  а затем, при помощи комбинации клавиш Ctrl+V, осуществить вставку объекта в текстовый файл Word. В иных случаях допускается ручной способ аккуратного внесения нотных иллюстраций (сделать вклейку, вырезав фрагмент из копии партитуры или вручную начертить нотный стан и внести нотный текст).

Важно также отметить, что данная методическая работа будет иметь ценность и для преподавателя по классу дирижирования как комплексный справочно-методический материал.