От автора

Вопрос о том, что представляет собой музыка как вид искусства, может показаться абстрактным. Не все ли, мол, равно, какие будут найдены для этого теоретические определения!.. Ведь и без них композиторы из века в век создают музыку, исполнители исполняют ее, а миллионы людей слушают и насла-ждаются.

Но жизнь сама выдвигает эту проблему. Каждый, кто любит музыку и серьезно интересуется ею, невольно задумывается над тем, какова ее природа, в чем ее назначение, как она соотносится с  жизнью природы и  общества, с  другими видами искусства. Круг людей, интересующихся этими вопросами, с каждым годом расширяется. Следовательно, растет потребность в изданиях по музыкальной эстетике.

Проблема специфики музыки разработана в ряде научных исследований, в том числе — в появившихся за последние годы работах советских ученых. В них содержится значительный и ценный материал, мимо которого не может пройти ни один исследователь этой проблемы. В то же время надо признать, что в ее научном освещении еще не достигнуты ни достаточная ясность, ни единство точек зрения. Она остается, таким образом, дискуссионной.

В самой общей и  доступной форме о  специфике музыки говорится в выпущенных за последнее время различными издательствами многочисленных популярных брошюрах для слушателей народных университетов культуры, школьников, молодежи. Полнее всего этот круг вопросов освещен в брошюре «Музыка как искусство» Л. Куликовского («Советский композитор», М., 1960). Названные издания могут быть полезны начинающим любителям музыки, а также помочь при подготовке лекций и бесед.

Настоящая книга задумана в ином плане — как теоретико-эстетическая работа, рассчитанная на квалифицированных слушателей музыки, профессионалов  — музыкантов, учащихся музыкальных учебных заведений, а также на других лиц, интересующихся музыкальной эстетикой, в том числе — на преподавателей университетов культуры, лекторов, учителей. В  помощь читателям, не знакомым с  музыкальной терминологией, можно порекомендовать «Краткий музыкальный словарь» А. Должанского (изд. 3, Л., 1959) и брошюру «Выразительные средства музыки» Р. Фрида (Л., 1960), где дано общедоступное разъяснение ряда теоретических понятий из области музыки (лад, метр, гармонические функции и т. п.), встречающихся в настоящей книге.

Не ограничивая себя задачами популяризации и  стремясь избежать дублирования перечисленных выше изданий, автор видел свою цель в том, чтобы не только р а з ъ я с н и т ь вопросы специфики музыки, но и в ы я с н и т ь их. Поэтому в книге затрагиваются некоторые проблемы, не решенные до сих пор наукой. В связи с этим в ряде случаев выдвигаются самостоятельные положения и гипотезы, которые должны послужить материалом для научной дискуссии.

Исследование вопросов музыкальной эстетики приобретает в  наши дни особо актуальное значение. Музыка занимает все большее место в  жизни советских людей, играет все большую роль в деле коммунистического воспитания трудящихся. Советские музыканты борются за дальнейшее укрепление связи музыки с жизнью народа, с современностью. В то же время на капиталистическом Западе усиленно пропагандируются идеалистические теории о  «независимости» музыки от жизни общества, о ее безыдейности и бессодержательности. Эти теории служат источником и обоснованием разного рода упадочных, формалистических течений, широко представленных в  современном буржуазном музыкальном искусстве. Критическому анализу и опровержению подобных теорий посвящаются специальные работы советских музыковедов (например, книга Г. Шнеерсона «О музыке живой и  мертвой», М., 1960). Несомненно, однако, что каждая попытка дальнейшей разработки музыкально-эстетических проблем с  материалистических позиций также может способствовать решению этой боевой задачи советского музыкознания.

Для того, чтобы раскрыть тему «Музыка как вид искусства» всесторонне, требуется монографическое исследование гораздо большего объема. Поэтому некоторые стороны темы освещены здесь по необходимости бегло, эскизно. Подробнее других рассмотрен вопрос, наименее разработанный как в  общей, так и  в  музыкальной эстетике: о  способах отражения действительности в  музыке. Ссылки на примеры из музыкального творчества даются лишь в самых необходимых случаях, поскольку этот материал читатель сможет без труда найти в перечисленных популярных работах.