Предисловие к первому изданию

Предлагаемый учебник элементарной теории представляет собою попытку соединения теоретического изложения предмета с указанием приемов изучения, с задачами и упражнениями, служащими для практического применения знаний теории.

Эта цель вызвала необходимость разделения всего руководства на две части: первую — теоретическую и вторую — практическую. Теоретическая часть держится общепринятого порядка изложения полного и подробного курса элементарной теории музыки в объеме программ Консерваторий Императорского Русского музыкального общества. Практическая часть, совершенно выделенная из теоретической части в особое приложение, в конце книги, состоит из задач и упражнений, по более важным разделам, а главное — из вопросов по всему курсу.

Вопросы, которым отведено преобладающее место, всегда следуют параллельно порядку изложения того параграфа, к которому относятся, и поставлены так, что ответ на них заключается в самом тексте. Следовательно, учащийся, в затруднительных случаях, легко его найдет. Такой вопросной форме практического усвоения предмета отдано преимущество потому, что она, будучи свободной от катехизического изложения, вызывающего обыкновенно заучивание готового ответа, требует от учащегося найти ответ самостоятельно, а в сомнительных случаях — поискать его в тексте и попутно прочесть этот текст, т. е. по неволе повторить то, на вопрос о чем он не может ответить. Такой прием на первых же ступенях изучения теории музыки содействует сознательной и самостоятельной работе, т. е. развивает навык, особенно важный и необходимый во всех дальнейших, высших музыкально-теоретических курсах.

Кроме того, этот прием помогает, особенно при повторении пройденного, осмысленному, основательному и подробному усвоению всего курса. Упражнение и задачи, которых, сравнительно с вопросами, меньше, касаются главным образом практического усвоения ритма, гамм и интервалов, как трех самых существенных разделов элементарной теории, составляющих основу всех дальнейших музыкально-теоретических знаний.

Хотя вокальные упражнение относятся, собственно говоря, к сольфеджио, обыкновенно сопровождающему курс элементарной теории, но тем не менее в отделе практических упражнений некоторые из них указаны, и именно те, которые относятся к пению гамм и интонированию интервалов.

В решимости составить этот учебник элементарной теории музыки и предпринять его издание в свет я многим обязан г-ну директору Санкт-Петербургской Консерватории Августу Рудольфовичу Бернгарду и профессору Ливерию Антоновичу Саккетти, которым и приношу мою сердечную блогодарность.

Апрель 1904 г.