Введение

Система музыкального образования – «ДМШ – училище – вуз» – обязана сегодня вместе с прочим снабдить обучающихся необходимой суммой знаний и навыков, воплощённой в механизме восприятия и воспроизведения музыки различных стилистических направлений. Таким механизмом, как известно, служит музыкальный слух, а главным предметом, развивающим его, является сольфеджио.

   Проведённый всесторонний анализ свидетельствует о том, что самое неблагоприятное состояние рассматриваемого предмета – в ДМШ, именно там, где должны закладываться основы развития слуха и воспитываться отношение к соответствующим занятиям.

   Достижения науки в области развития музыкального слуха за последние годы весьма существенны. Можно утверждать, что методология сольфеджио располагает в настоящее время широкой научно-теоретической базой, которая включает в себя сведения из смежных музыкально-теоретических дисциплин, музыкальной и общей психологии, акустики, педагогики, лингвистики, теории восприятия и интонирования в условиях нетемперированного строя, теории лада и др. Такая научная база, с одной стороны, даёт возможность объективно обосновать многие эмпирически найденные методы традиционного сольфеджио, а с другой – разработать его теорию, а также методику и практику, охватывающие по содержанию все звенья музыкального образования – «школу – училище – вуз».

   Возникает вопрос, нашли ли отражение эти достижения науки в учебниках и учебных пособиях для ДМШ? К сожалению, положительного ответа дать нельзя. Как известно, научно-методический потенциал сосредоточен главным образом на кафедрах вузов, а училища и ДМШ, за редким исключением, не обладают им.

   В начальном звене музыкального образования пользуются учебниками старшего поколения методистов, сыгравшими на своём историческом этапе весьма положительную роль. Однако на начало XXI века они по некоторым позициям устарели. В основе традиционных учебников для ДМШ лежит личный практический опыт авторов, как правило, не подкрепленный научными обоснованиями. Способствуя, тем не менее, организации занятий и осуществляя контроль над ними, они оказывают положительное влияние, но лишь на общее музыкальное развитие, к специфике формирования музыкального слуха они имеют весьма опосредованное отношение.

   В результате слуховой багаж учеников оказывается зависимым от степени их одаренности и увлечённости музыкой. Влияние же сольфеджио на развитие слуха ничтожно и мало чем отличается от влияния смежных дисциплин, например, специальности, хора и др. Нередки случаи, когда учащиеся из-за неудач по сольфеджио бросают школу и, к сожалению, покидают её не самые безнадежные.

   Огромное количество пособий, вышедших в разные годы, не смогли компенсировать отсутствие чёткой системы развития музыкального слуха в ДМШ. Это и послужило основанием создания учебника нового типа, кардинально отличающегося от существующих. Многолетняя исследовательская и педагогическая деятельность автора настоящих строк, сосредоточенная на проблеме развития музыкального слуха в различных аспектах – историческом, теоретическом, методическом и практическом, – подвигла его к созданию учебника сольфеджио для ДМШ, в котором опора сделана на самые современные достижения отечественного музыкознания. В нём разработана научно обоснованная система с оптимальными принципами развития музыкального слуха. В связи с этим содержание его не всегда совпадает с традиционной программой, а в отдельных моментах существенно отличается от неё. Однако это не должно смущать даже педагогов крайне ортодоксальных взглядов, поскольку уже достаточно давно стало нормой составление авторских программ, предполагающих, по сути, инновационные подходы в обучении. Иначе говоря, педагоги с самыми различными пристрастиями и симпатиями без особого труда смогут скорректировать учебный процесс в нужном им направлении.

   Как известно, под сольфеджио мыслится сугубо специфичный предмет учебного плана, содержащий широкий спектр категорий (музыкальный слух, музыкальное восприятие и интонирование, формы работы, стиль, тембр, теория музыки, методические приёмы, лад, мелодия, гармония, ритм и др.), значимость которых трактуется педагогами и учёными весьма противоречиво. Однако формирование и развитие музыкального слуха ребёнка начинается в естественных условиях, без педагогического воздействия, гораздо раньше, с первого года жизни. Разумеется, зародившийся в его сознании музыкальный тезаурус «доучебного» периода служит в дальнейшем основой построения педагогической системы слухового воспитания, в которой тезаурус сольфеджио и собственно сольфеджио соотносятся как причина и следствие каждого. Это значит, что без знания тезауруса невозможно организовать ни одну из форм работы в курсе сольфеджио, а сами они являются ничем иным как средством формирования тезауруса.

   Составляющими тезауруса служат учебный и стилистический словари, формирующие, первый – посредством технических упражнений запас слуховых представлений элементов музыкального языка, а второй – на базе художественного материала представления элементов музыкальной речи в интонационной и аналитической деятельности, традиционно используемой в виде интонационных и слуховых упражнений, диктанта и сольфеджирования.

   Таким образом, тезаурус сольфеджио в целом образует связь формирования двух словарей, содержанием которых служат интонации, создающиеся техническими упражнениями с различным использованием этих же интонаций, усваиваемых в текстах художественных произведений.

   Известно, что стилистический словарь в асафьевском понимании формируется всюду, в любой музыкальной деятельности. Однако в становлении музыканта, в его тренировочных занятиях используется не только высокохудожественная музыка, но и довольно большое количество всевозможного вспомогательного материала, играющего роль учебного словаря и соответственно формирующего его слуховые представления.

   Знание музыкального (как и вербального) языка определяется умением осознать и воспроизвести каждый его элемент, как в отдельности, так и в различных сочетаниях. В связи с этим необходимо создать словарь, в нашем случае – словарь сольфеджио, который бы мог вооружить учащихся соответствующими навыками.

   Важной стороной слуховой подготовки учащихся в системе музыкального образования должно стать формирование у них учебного словаря классического сольфеджио. Под термином «классический» мыслится интонационное содержание музыки художественных стилей, базирующихся на единых организующих принципах мажоро-минорной структуры.

   Педагогика ДМШ по сей день не имеет стройной, законченной системы словаря, а пользуется отдельными, разрозненными упражнениями, в большей своей части «живущими устной традицией». В связи с этим создание текстового содержания словаря сольфеджио является насущной и неотложной задачей. Осознание этого положения, как и других, отмеченных выше, побудило автора к разработке обозначенной проблемы.

   В настоящем учебнике всё строго направлено на формирование учебного словаря, его слуховых представлений. Успешность процесса развития музыкального слуха, в целом, и учебного словаря сольфеджио, в частности, определяется не количеством и разнообразием используемых в нём средств, а степенью эффективности их воздействия на этот процесс. Оптимальным вариантом следует считать тот, при котором каждый способ, приём, элемент, заимствованный из теоретических или исполнительских дисциплин, был бы строго направлен на решение какой-либо задачи в воспитании слуха. Отдельные из них, не специфичные, представляют минимальный набор, без которого сольфеджио не может функционировать.

   В предлагаемой системе развития музыкального слуха больший акцент сделан на формировании в учебном словаре «музыкального алфавита» – ступеневых представлений, как основы всех других образований. Иначе говоря, учебный словарь по освоению каждого интонационного образования даёт исчерпывающие знания и формирует навыки в довольно короткие сроки. Для тщательной проработки этого же интонационного образования в условиях стилистического словаря требуется более продолжительное время и большее количество примеров из художественной литературы, поскольку вариантное использование определённого звуковысотного образования рассредоточено по различным произведениям и часто совмещено с иными трудностями, не предполагаемыми для освоения в данный момент.

   В содержание словаря легли наиболее распространённые в народной и профессиональной музыкальной культуре ладовые структуры и их элементы. В предлагаемом руководстве разработана методика формирования учебного словаря, определён целесообразный объём элементов для изучения, найдены механизмы развития музыкального слуха и др.

Настоящий учебник – первый из намеченных к изданию выпусков учебника сольфеджио для ДМШ. В каждом выпуске излагается система развития музыкального слуха, в которую входят: а) методические указания; б) технические упражнения, формирующие учебный словарь посредством интонирования и слухового анализа; в) примеры для сольфеджирования; г) объём теоретического материала и план его освоения.

   В учебнике нет примеров по музыкальному диктанту. Их легко может подобрать любой педагог из существующих различных пособий по данному разделу сольфеджио. Заметим, что письменные диктанты вводятся со 2-го класса. В первом классе следует ограничиться лишь устным слуховым анализом. Материалом для этой цели должны служить попевки, предложенные для изучения ступеней лада в интонировании, дополненные предельно лаконичными мелодическими оборотами, основанными на гаммаобразных движениях. Мы не видим оснований перегружать учебник теоретическими сведениями, их легко можно получить, используя для этой цели любое пособие по элементарной теории музыки, в том числе и общеизвестное «Практическое руководство по музыкальной грамоте» Г.Фридкина (М., 1974).

   Всем известна пикантная ситуация, сложившаяся в музыкальных школах между программными требованиями специальных классов и сольфеджио. Объём теоретических сведений по сольфеджио за первый класс и темп его освоения не удовлетворяет потребности исполнительских специальностей. В предлагаемом учебнике теоретический материал изложен в том объёме и в той последовательности, которые отвечают задачам и запросам профессиональной деятельности, поставленным в программах исполнительских классов. Глубина изучения теоретических тем и продолжительность их освоения всякий раз будут определяться уровнем знаний учащихся.

   Вместе с тем известно, что даже от учеников младших классов требуют посильных знаний из различных сфер (гармонии, полифонии, анализа и др.), на которые опирается их специальность и без которых немыслимо полноценное её освоение. Конечно, первые сведения о подобных средствах выразительности ученики ДМШ получают в исполнительских классах. В курсе сольфеджио должны даваться в каждом классе общие знания по осознанию и определению на слух «простейших» музыкальных элементов, дополненные теоретической информацией из музыкальной грамоты. Основательные сведения о средствах музыкальной выразительности дети получат в седьмом классе. Предвосхищая возможные вопросы придирчивого читателя по поводу некоторой сложности литературного языка учебника, отметим, что всякий учебник, даже для вуза, как известно, не рассчитан к использованию его в качестве «самоучителя», а предполагает совместную работу по нему педагога с обучающимися.

   Музыкальная педагогика является частью общей педагогики. В связи с этим роль вербального словаря и словаря сольфеджио едина. Задача первого – способствовать формированию навыков грамотного чтения и письма, а второго – целенаправленно формировать навыки грамотного восприятия и интонирования музыки. Владение словарём литературного языка является необходимым для всех, его изучение, как и требования к знаниям словаря по сольфеджио музыкантами, распространяется на всех без исключения и не может служить привилегией лишь каких-то отдельных учебных заведений или избранных специальностей. В связи с этим существующая практика дифференцированного подхода к освоению сольфеджио, изначально запрограммированная разница в слуховой подготовке учащихся, оценивается нами как анахронизм. Слуховыми навыками в равной мере и хорошо обязаны владеть все без исключения музыканты. Поэтому объём требований по сольфеджио для освоения внутри ДМШ мыслится общим для всех специальностей, естественно, с учётом объективно существующих сугубо специфических особенностей, свойственных каждому профилю.

   Предлагаемый курс сольфеджио рассчитан на 7 лет обучения. Вместе с тем, он легко может быть переориентирован каждым педагогом и на учеников с пятилетним сроком обучения (народников, духовиков и контрабасистов).

   Известный учёный и педагог А.Л. Баренбойм огромное значение придаёт начальным занятиям в ДМШ, полагая, что методические просчёты, допущенные именно на этом этапе, сильно дают о себе знать на протяжении многих последующих лет. Автор настоящего учебника чрезвычайно сложным и наиболее ответственным периодом, в котором происходит становление курса сольфеджио, считает период, охватываемый первыми тремя годами обучения (первая ступень), на что и сориентирован предлагаемый выпуск.

   Вместе с тем, план изложения материала в нём приводится на весь семилетний курс сольфеджио, чтобы каждый педагог, приступая к занятиям, имел перед собой целостную картину развития музыкального слуха учащихся.