Предисловие

Задачи автора в III части «Очерков» таковы:

1) выявить и проследить источники, на основе которых развивались в России вокальное искусство и вокальная педагогика;

2) охарактеризовать русскую народную песню, церковное пение и деятельность скоморохов как первоисточники стиля русской вокальной музыки;

3) продемонстрировать художественный и технический рост русского вокального искусства на примере русской труппы, начиная со времени учреждения российского театра до 50-х годов XIX столетия, когда указанная труппа уже определилась и достигла высокого художественного уровня. Для такой цели потребовалось рассмотреть вокальный материал, над которым работала труппа российского театра, то есть выяснить почти за столетие вокальный репертуар императорских и частных театров, программы концертов и охарактеризовать стиль исполняемой вокальной музыки, а также духовных стихов и кантов;

4) при подобных изысканиях необходимо было затронуть вопрос о той среде и тех слоях общества, которые обслуживало вокальное искусство разных видов и выразителем идеологических воззрений которых оно являлось;

5) при рассмотрении репертуара и его исполнения нельзя было обойти и самих исполнителей, поэтому автор в данных «Очерках» дает сжатую характеристику русских певцов и певиц XVIII и отчасти XIX века.

Автор не имел в виду написать историю русской вокальной музыки, но поскольку вокальное искусство и вокальная педагогика тесно связаны с историей оперы, романса и других видов вокальной музыки, то в III часть входит и краткий очерк развития этих форм в России.

Оказалась необходимой довольно продолжительная экскурсия в область церковной музыки и пения. В русской вокальной музыкальной культуре XVIII века церковное пение и музыка являются, как и народная песня, той почвой, на которой выросли вокальная методика и вокальное искусство.

Некоторые подробности, могущие показаться излишними (вроде указания значения крюков или помет, квадратной нотописи или звукоряда церковного пения, аненаек и т. п.), автору кажутся не менее необходимыми для русского певца и вокального педагога, чем сведения о сольмизации, мензуральной нотописи, диминуцио или ачченто, приводимые автором в I части «Очерков».

При обзоре русской вокально-методической литературы автор старался установить как ее преемственность от западноевропейских методических учений, так и самостоятельные черты и дать им оценку с точки зрения современной методики пения.