Предисловие

В  предлагаемой работе я задался целью свести воедино те разрозненные и необъединенные общей идеей сведения по вокальной методологии, которые мы находим в трудах авторов различных эпох, школ и национальностей, пытался охарактеризовать каждую отдельную вокальную школу, определить как ее самостоятельные черты, так и черты, сходные со школами, ей предшествовавшими или ей современными, одним словом, установить историческую связь и преемственность методов вокальной педагогики. Поскольку эта задача тесно связана с другими отраслями истории музыкального искусства, мне пришлось делать экскурсии в область истории сольного пения, историю оперы и даже инструментальной музыки, если дело касалось, например, оркестрового сопровождения. С другой стороны, история развития научных знаний в области исследования процесса голосообразования, имея несомненное значение для вокальной методологии, также, неминуемо, должна была войти в круг моего изучения и, значит, попасть на страницы предлагаемых очерков. В русской литературе, кроме капитального труда К. Мазурина «Методология пения», не существует каких-либо работ подобного рода, поэтому главными источниками мне служили труды иностранных авторов, которые указаны мною попутно в примечаниях. Из труда Мазурина я воспользовалсяпереводами сочинений Каччини и Манчини и некоторых второстепенных авторов, остальные сведения взяты мною из первоисточников и обработаны по общему плану, задуманному мною для этой цели.

Очень важную услугу в работе мне оказали «Основные положения правильной постановки голоса», выработанные Вокально-методологической секцией ГИМНа, которыми я пользовался, как надежным критерием для оценки излагаемых методов, и форму которых я применил при изложении материала.

Тема моей работы такова, что для иллюстрации ее потребовалось значительное количество нотных примеров, без которых существеннейшая часть задачи осталась бы невыполненной.

Предлагаемая книга составляет первую часть моего труда и содержит в себе изложение вокально-методологических принципов четырех установленных мною периодов, именно: подготовительного (с X по XV в.), первого периода — до Каччини включительно (с XV по XVII в.) и bel canto с подразделением его на два периода. Эта часть заканчивается трактатом Гарсиа, объединившим в себе принципы итальянского и французского bel canto и послужившим источником дальнейшего развития методологических учений едва ли не всех вокальных школ Европы.

Автор