Вступление

Перед читателем второе — долгожданное, исправленное и дополненное издание книги «Сергей Рахманинов в Санкт-Петербурге — Петрограде». Это не биография композитора, описывающая жизнь от первого до последнего дня. Тематика жанра требует максимальной привязки только к тем событиям из жизни Рахманинова, которые связаны с нашим городом. Поэтому те фрагменты, где автор касается пребывания Сергея Васильевича в Великом Новгороде (его родины), Москве, других городах или за границей, вписаны исключительно для связности повествования.

Для читателя, интересующегося всей жизнью великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, автор рекомендует обратиться к монографии Веры Николаевны Брянцевой — старому и до сих пор непревзойдённому жизнеописанию Рахманинова, тем более что труд Веры Николаевны содержит ещё и музыковедческий анализ творчества композитора: Брянцева В. Н.

«С. В. Рахманинов». Москва, издательство «Советский композитор», 1976. Книга имеется в библиотеках, а также в общественном доступе в Интернете.

Интересной представляется также книга Бориса Семёновича Никитина «Сергей Рахманинов. Две жизни». Москва, 2009 (позднее переиздавалась); издательство «Классика-ХХI». По материалам своей книги автор совместно с внуком композитора Александром Конюсом-Рахманиновым снял в 1992 году одноимённый документальный двухсерийный фильм, который имеется в Интернете в общественном доступе.

Самыми первыми биографиями Сергея Васильевича Рахманинова являются англоязычные труды: 1) Rachmaninoff’s Recollections, told to Oskar von Riesemann. London, 1934. Книга переведена на русский язык: Рахманинов Сергей. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. Перевод с английского В. Н. Чемберджи, Москва. Издательство «Радуга», 1992 (переиздавалась); имеется в общественном доступе в Интернете; и 2) Sergei BertenssonandJayLeyda, withtheassistanceofSophiaSatina. Sergei Rachmaninoff: A Lifetime in Music. New York, 1956 (на русский язык не переводилась, но в книге В. Н. Брянцевой используются многие материалы американского издания).

Прекрасным жизнеописанием композитора является также «Записка о Сергее Васильевиче Рахманинове» Софьи Александровны Сатиной, открывающая знаменитый двухтомник «Воспоминаний о Рахманинове», выдержавший пять переизданий: Воспоминания о Рахманинове. В 2 т. Составитель-редактор З. А. Апетян. Москва. Издательство «Музыка», 1988.

Наконец, в 2015 году в Санкт-Петербурге вышла двухтомная биография Сергея Рахманинова — с богатым иллюстративным материалом, каталогом сочинений, хронографом концертов и программ, развёрнутым указателем имён. Издательство «Вита Нова». Автор — Людмила Ковалёва-Огороднова.

В книге «Сергей Рахманинов в Санкт-Петербурге — Петрограде», которую читатель держит сейчас в руках, много отрывков из воспоминаний современников композитора, а также вырезок из прессы тех времён. Это отзывы на концерты, которые Рахманинов давал в столице с 1901 по 1917 год; на премьеры его сочинений в Петербурге, а их было три: в нашем городе впервые были исполнены Симфония № 1 ор. 13, Симфония № 2 ор. 27 и поэма для солистов, хора и оркестра «Колокола» ор. 35 Рахманинова.

Для раскрытия темы автор в данной книге использовал только документальный материал, избегая произвольных выводов и фантазий, чем нередко грешат другие публикации о Рахманинове. Автору хотелось напрямую связать читателя с тем временем, когда Сергей Рахманинов жил, учился, общался со своими близкими и выступал в Петербурге много лет назад. Читая рецензии из прессы 1890–1910-х годов, мы становимся свидетелями событий, можем ознакомиться с мнением людей, которые видели Сергея Рахманинова вживую, говорили с ним, слышали его волшебную игру или следили за его дирижёрской палочкой. Рецензии тех лет лишены сусальности, стереотипной хвалебности, бывали и резко отрицательными. По ним можно понять, как в то время в Петербурге относились к гениальному искусству Сергея Рахманинова, к его музыке, к нему самому, как были доступны и даже обыденны для петербуржцев конца XIX — начала XX века встречи с великим композитором. И как постепенно, только в наши дни, мы начинаем постигать богатейшее наследие выдающихся деятелей искусства старой, подлинной России, среди которых одним из лучших и самых честных был гениальный русский музыкант Сергей Рахманинов.

Я благодарю за появление этой книги прежде всего тех, кого больше нет с нами:

Леонида Ивановича и Галину Михайловну Ковалёвых, Владимира Афанасьевича Швеца, Людмилу Львовну Ганзен, Галину Леонидовну Ретровскую и Лариссу Ильиничну Бройтман.

Благодарю также тех друзей, коллег и наставников, кто и сегодня оказывает мне помощь и поддержку: профессора Альбину Никандровну Кручинину, доктора искусствоведения Наталию Семёновну Серёгину, Алексея Александровича Наумова, Валерия Васильевича и Идею Гавриловну Демидовых, Анну Ивановну Всемирнову, Ефима Яковлевича Смулянского, Ольгу ИвановнуМолкину, Валерию Георгиевну Заводчикову, Олега Николаевича Фишера, Владимира Анатольевича Куршакова, Дмитрия Михайловича Огороднова, Валерию Валерьевну Диберт, Евгению Михайловну Катасонову, Диану Анатольевну Уманскую, Галину Марковну Левину, Татьяну Тимофеевну Исаеву, Наталью Николаевну Сидорову, Людмилу Ивановну Киселёву, Юрия Николаевича Кружнова, Марию Александровну Гуренович, Владимира Васильевича Голикова, семью дорогих друзей — Петра, Ольгу, Даниила и Никиту Свидлер, заведующую читальным залом ЦГИА Марию Михайловну Перекалину, сотрудников Санкт-Петербургского Рахманиновского общества Олега Геннадьевича Вайнштейна (Санкт-Петербург), Сергея Александровича Козлова (Великий Новгород), Джастина Прессмана (США), дирижёра Эймоса Чиа (Amos Chia, Сингапур), пианиста Коробейникова Андрея Николаевича и главных вдохновителей появления книги — Ефима Яковлевича Смулянского, Владимира Давидовича Ашкенази, Леонида Евгеньевича Гаккеля, Сергея Владимировича Фролова, Александра Михайловича Сандлера.

Людмила Ковалёва-Огороднова