Введение

Великий русский художник К. П. Брюллов говорил: «Рисовать надо уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства». Эту же мысль высказали многие великие мастера рисунка прошлых веков, а также авторы трактатов о  рисунке и  живописи. Обучение художника, архитектора, скульптора, ювелира и  других представителей пластических искусств начинается с рисунка. Еще на рубеже средневековья и эпохи Возрождения итальянский художник Ченнино Ченнини (1372–1440), обобщая опыт своих предшественников, в «Трактате о живописи» уделял много внимания технике рисунка, подробно рассказывая о  способах изготовления инструментов и  материалов. Кстати, Ченнини был твердо убежден, что наибольшую пользу в обучении приносит рисование с натуры, ставшее затем классической базой всех методик, исповедующих реализм.

Настоящее пособие имеет своей целью помочь обучающемуся овладеть рядом приемов в  технике карандаша, угля, сангины, пера, фломастера и других материалов, дающих надежные результаты в  передаче пропорций, объемов и пространства. Конечно, технику нельзя оторвать от общих принципов методики рисунка, тем более, что разные академические школы заметно отличаются друг от друга по подходу к построению формы, особенно на начальной стадии работы. Учитывая это, автор рассматривает основополагающие педагогические идеи таких признанных авторитетов, как Дюрер, Ашбе, Чистяков, Кардовский, Тихонов. Следует иметь в  виду, что при всех различиях академических школ конечную цель реалистического рисунка они видят в правильной передаче формы.

Какой из подходов считать более верным, имеет смысл обсуждать только в  том случае, если мы выясним разницу в  рисунках живописца, архитектора, скульптора и т. д. Этому вопросу в пособии посвящена специальная глава. Техника рисунка имеет огромное значение при восприятии изображения. Большого мастера от новичка отличает в первую очередь именно техника. И дело не только в манере нанесения штриха или линии, даже не в  уверенности движения руки, а в том органичном слиянии задачи рисунка с выбранной техникой, которая делает рисунок естественным. Выразительность портрета в корне отличается от выразительности архитектурного рисунка: мягкость и текучесть живой формы передается совершенно иными средствами, чем статичность гипса; филигранную орнаментальность кружев почти невозможно передать широким материалом, зато легко изобразить пером. Выбор наиболее подходящей техники позволяет рисовальщику добиться прекрасных результатов как раз в самом главном — выразительности рисунка. Отсюда прямой путь к мастерству и  свободе творчества. Однако никакая техника не поможет, если художник игнорирует логику формы и уповает только на технику, вне связи с содержательной задачей рисунка. Пособие охватывает довольно широкий спектр изобразительных средств, уделяя достаточное внимание их особенностям. Хотя существуют, видимо, и другие материалы и другие техники, не упомянутые в нем.

Изобразительное творчество не любит границ, поэтому техника рисунка может быть бесконечно разнообразной, особенно в  комбинациях и  с  открытием новых изобразительных средств. Например, автору известно много тонких творческих работ, выполненных с помощью аэрографа. Подобная техника не рассматривается здесь по двум причинам. Во-первых, это не рисунок в классическом понимании, а во-вторых, если даже отнести изображение к рисунку, описание процесса его создания выходит за рамки задач настоящего пособия.