Введение

Освоение начальных навыков педализации — процесс тонкий, во многом определяется вниманием к нему преподавателя и индивидуальными особенностями ученика: его координационными и слуховыми качествами, интересом к фортепианным краскам, поиску разнообразного звукоизвлечения.

Во многом успешность первого знакомства ребенка с педалью зависит от репертуара — систематического обращения к таким небольшим произведениям, где педализация появляется не эпизодически, случайно, а становится для маленького исполнителя необходимым выразительным средством.

«Вначале целесообразно выбирать пьесы, в которых педализация была бы несложной и вместе с тем создавала бы возможно большие чисто педальные эффекты» (А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»).

В данном (предлагаемом вашему вниманию) пособии мы попытались отобрать и систематизировать подобные пьесы, доступные для исполнения учениками 1–3-х классов, знакомящие детей с различными целями и приемами педализации. В каждом разделе пьесы расположены в порядке нарастания сложности.

Н. И. Голубовская в своей книге «Искусство педализации» определяет два основных типа педали: с точки зрения художественной цели, как педаль фактурно-необходимую и педаль, обогащающую звучание.

«Фактурно-необходимой я называю педаль, подразумевающуюся, мысленно вписанную в нотный текст, ту, без которой музыка теряет свой смысл…

Во всей романтической и позднейшей фортепианной литературе педаль предусмотрена, хотя не обязательно вписана, и составляет неотъемлемую часть фортепианной фактуры».

Обогащающая роль педали связана с тем, что «нажатая педаль открывает все струны, подымая демпферы, и тогда извлеченный звук попадает в атмосферу вибраций «дружественных» струн, становится богаче обертонами, лучше несется в пространство».

В рамках этого основного определения возможна дальнейшая классификация педализации — по времени нажатия и снятия педали.

1. В наибольшей мере на качество исходного фортепианного звука влияет так называемая «предваряющая» педаль, взятая до момента извлечения первого звука. «Самая богатая звучанием педализация — когда нажатие клавиши следует после поднятия демпферов… Простейшие случаи педали, взятой до звукоизвлечения, — все начала или вступления после пауз».

2. Значительную роль в тембровой окраске играет педаль, нажатая одновременно со звуком или аккордом. «Она возможна после даже короткой паузы, везде, где нужен и допустим люфт, воздушная прокладка в музыкальной ткани».

3. Самую употребительную — запаздывающую — педаль определяют как «педаль legato». Ее роль — связать, плавно соединить звуки мелодии или гармонического последования.

4. Прямая педаль (по времени нажатия и снятия) выполняет функцию разделяющую. Ее основные виды — ритмическая, динамическая, красочная, артикулятивная педаль.

В ритмической педали важен не только момент ее взятия, подчеркивающий опорные тона, но и момент ее снятия, «разрывающий ткань, разделяющий опорные точки и этим подчеркивающий их значение. Именно момент снятия педали дает основную характеристику ритму».

Артикулятивная педаль помогает выявить контраст между legato и staccato, подчеркивает роль пауз и цезур в выразительном произнесении мотивов и фраз.

Динамическая и красочная педали близки по своему смыслу. Они служат «оркестровке» фортепианной фактуры, усиливают контраст в звучании «solo» и «tutti», в противопоставлении звучания различных групп оркестра.

Важна динамическая педаль и для поддержки акцентов, динамических контрастов.

Даже в самых простых детских пьесах педаль крайне редко выполняет какую-то одну функцию. Например, фактурно-необходимая гармоническая педаль одновременно играет роль связующей для звуков мелодии и создает тембровую окраску фактуры и мелодии.

Педализация гибко следует за изменениями разнообразной музыкальной фактуры. Она индивидуальна у каждого исполнителя и зависит от его творческого почерка и, в первую очередь, от его индивидуальной звуковой палитры. Более того у каждого пианиста она меняется в соответствии с акустическими особенностями зала и инструмента. Но все же педализация подчиняется объективным закономерностям, и в процессе обучения «можно попытаться ответить на вопрос о ее художественной цели, рассмотреть функции педального рычага, способы управления им и, что самое главное, сделать ряд выводов о применении тех или иных видов педальной техники к многообразным художественным задачам».