Предисловие

Вы держите в руках книгу с описаниями шотландских народных танцев. Это — легендарная «Вторая книга RSCDS», выпущенная Королевским Обществом Шотландских Контрдансов (RSCDS), которое сейчас известно во всех уголках мира. Благодаря этому обществу в любом крупном городе вы можете прийти на вечеринку и потанцевать танцы Шотландии.

К народным танцам этой замечательной страны относятся и своеобразные вальсы, и рилы, которых нет больше ни в одной культуре. Но большую часть составляют контрдансы (собственно, слова country dance с английского можно перевести и как «народные танцы», и как «танцы нашей страны», и как название типа танцев — контрдансы).

Общество шотландских контрдансов было основано в Глазго 26 ноября 1923 г., его основной задачей было развивать культуру контрдансов в Шотландии. Что же это были за танцы? Каково их происхождение? Как они прожили много столетий?

Под названием контрдансы подразумевается много разных плясок. Это форма социальных танцев, исполняемая несколькими парами, встающими в колонну, кавалеры напротив дам. Важной чертой длинных контрдансов является прогрессия. В заключение каждого проведения танца пара наверху колонны оказывается на одно место ниже по сету, но в некоторых случаях спускается сразу на последнее место. Все остальные пары, достигая верха, в свою очередь танцуют в том же порядке, продвигаясь книзу. В колоннах с прогрессией исполняется большинство контрдансов. Однако есть и другие танцы, включенные в репертуар шотландских танцоров. Например, некоторые композиции в квадратном построении, или другие, состоящие из двупарных сетов, или же такие, где все продвигаются по бальной зале по кругу. В наши дни, как и в прошлом, всячески подчеркивается социальный характер контрдансов, то, что они существуют, прежде всего, для удовольствия и общения. Это форма пляски, которая предназначена, чтобы танцевать друг с другом и провести вечер с большим количеством людей.

XVIII век

Ученые до сих пор спорят, когда точно в Шотландии появились первые контрдансы. Однако все сходится к тому, что это произошло во второй половине XVII века. В 1651 г. выходит «Английский танцевальный мастер» — первая публикация на Британских островах, дающая подробные описания контрдансов. Всего вышло 17 изданий этой книги, последнее, в трех частях — в 1728 г. Весь XVIII век контрдансы были любимы в Шотландии, как, впрочем, и по всему миру, ибо их популярность в то время была невероятной. Свидетельства этого можно найти и сегодня. Так, во многих городах и селах Британии построенные в XVIII веке залы собраний сконструированы так, чтобы в них было комфортно разместиться колоннам танцующих. Такие здания сохранились в Эдинбурге (построено в 1723 г.), а также в Абердине, Глазго, Инвернессе, Данди, Лейфе, Хаддингтоне, где они были возведены к 1780-м гг. Другим подтверждением популярности контрдансов являются многочисленные книги с коллекциями этих танцев. Такие издания находятся во многих библиотеках и архивах, они содержат описания схемы и ноты. Чаще всего такие книги выходили с печатных станков в Лондоне, так как там был центр британского книгопечатания. Первая известная нам коллекция, созданная именно в Шотландии, была опубликована в Перте в 1789 г. Джоном Бове. Но кроме нее до наших дней дошло несколько манускриптов, которые свидетельствуют о популярности контрдансов в этой стране. Самым ранним из них является манускрипт герцога Перта, датированный 1737 г. и написанный эдинбургским мастером Дэвидом Янгом. Этот документ найден в Драммонд Кастл в Пертшире. Манускрипт из замка Менциз датирован 1749 г. и хранится в Бел Лайбрари в Перте.

Постепенно в течение XVIII века проявлялись первые элементы в контрдансах, характерные именно для Шотландии. Например, были танцы, около которых стояли пометы, что они — «шотландские». Чаще всего из-за того, что мелодии, подобранные для этих танцев, имели шотландские названия. К ним относятся «Каул Кайл в Абердине» (“Cauld Kail in Aberdeen”), «Тапочки герцогини Атолл» (“The Duchess of Atholl’s Slipper”), «Монимаск» (“Monymusk”). Детальное изучение различных фигур контрдансов показывает, что некоторые связки, например «сет и поворот с углами, а затем — рил на троих», по-видимому, появились в Шотландии и распространились отсюда по всем Британским островам.

В XVIII веке в стране существовал и другой тип танцев, названный рилом и исполнявшийся тремя или четырьмя танцорами. В этих плясках сначала шла фигура рил, а затем — сольные вариации на месте, с использованием специфических шотландских шагов. Популярность рилов в Шотландии была меньше, чем контрдансов, но, тем не менее, эти танцы просуществовали несколько веков и дожили до наших дней.

Бальные залы посещало в основном высшее общество. Но есть свидетельства о том, что рилы и контрдансы очень любил и простой народ. Существовали даже танцшколы для небогатых людей, кстати, одну из них в юности посещал Роберт Бернс, сын фермера.

Страспеи

Наверное, самым известным и самым большим вкладом Шотландии в традицию контрдансов были мелодии страспеев, появившиеся в середине XVIII века. Страспей — это характерный прерывистый ритм, известный только в этой стране. Прекрасные страспеи выходили из-под пера композитора Нила Гоу (1727–1801), который очень любил эту музыкальную форму, впрочем, он писал также и рилы, и джиги. По всей Шотландии на фиддлах исполнялись его произведения. Страспейные контрдансы, часто описывающиеся как «Страспейные рилы» были очень любимы в течение всей второй половины XVIII века. Их популярность упала в следующем столетии — в XIX веке предпочитали исполнять контрдансы под более быстрые ритмы. Однако танцы-рилы по-прежнему содержали комбинации страспейных и риловых музыкальных частей. К началу XIX века контрдансы на мелодии страспея почти полностью исчезли изо всех бальных программ, исключение составляли лишь «Горцы из Глазго» (“The Glasgow Highlanders”). Восстановление страспейных контрдансов, многих мелодий к ним, а также сочинение новых танцев на эти ритмы — всецело заслуга RSCDS.

XIX век

Сразу после разгрома Наполеона в репертуар шотландских бальных зал вошли два новых танца — кадриль и вальс. Надо отметить, что шотландские народные танцы прекрасно вобрали в себя элементы их обоих. Наиболее известной композицией в вальсовом темпе является «Вальс-контрданс». Кадрили, родственные контрдансам танцы, но исполняемые четырьмя парами, стоящими по квадрату, зародились во Франции в XVIII веке и быстро распространились по всему миру после 1815 г. Соединение фигур контрдансов, популярности и формы кадрилей и элементов танцев-рилов породило всем известный «Рил на восьмерых» (“Eightsome reel”). Лорд Джеймс Стюарт Мюррей, девятый герцог Атолл, бывший президентом RSCDS в течение многих лет, писал, что этот танец сочинила группа друзей, собиравшаяся в начале 1870-х гг. в замке Блейр.

Для XVIII и XIX веков было нормой заимствовать танцевальные формы во Франции. Ее влияние на бальные и сценические танцы в Шотландии заметно даже в наше время. «Пуссет», «падебаск», «аллеманда» заняли прочное место в терминологии; влияние французского балета прослеживается в таких видах шотландских сольных танцев, как хайланд (highland) и ледис степ (ladies step): они зародились еще в начале XIX века, но оставались малоизвестны и были специально возрождены RSCDS.

По мере того как XIX век шел к своей середине, контрдансы все больше теряли популярность во всем мире. Другие социальные танцы вытесняли их в бальных залах. Но Шотландия была исключением из общего правила: здесь в течение всего XIX века контрдансы процветали, соседствуя с новыми танцами. Этому есть несколько объяснений. Прежде всего, контрдансы были национальной традицией, поддерживаемой и знатью, и джентри. Контрдансы не были монополией только высшего света, их любили во всех слоях общества. На танцевальные вечеринки собирались люди всех социальных статусов, чтобы насладиться контрдансами. Поддерживали эту популярность и профессиональные учителя танцев.

Начало XX века

К началу Первой мировой войны непрерывная традиция исполнения контрдансов в Шотландии насчитывала более 200 лет. И хотя к 1914 г. в бальных программах осталось немного таких танцев, они, тем не менее, регулярно встречались на танцплощадках. Одни и те же композиции часто повторялись по несколько раз за вечер. Но сразу после Первой мировой будущее контрдансов стало очень неопределенным. Танцы с синкопированными ритмами регтайма полностью заполонили бальные залы. И именно в этот момент и возникает RSCDS с его идеей восстановления национальных танцев.

Возрождение традиционных танцев

Сразу после Первой мировой войны в Англии воскрес интерес к традиционным танцам и песням. Английское общество народного танца и песни (EFDSS), которое было основано в 1911 г. Сесилом Шарпом, опубликовало несколько cборников английских контрдансов. Они были с интересом встречены в Шотландии, и танцы из них стали преподаваться в некоторых шотландских сообществах, так же, как и в английских. Миссис Изабель Стюарт, куратор сообщества для девушек в Аргайле, решила, что лучше будет, если ее подопечные будут изучать шотландские контрдансы, а не английские. Но для этого требовалась публикация местных танцев, аналогичная книгам Шарпа. Миссис Стюарт предложила для издания собственную записную книжку, в которой хранила схемы танцев, которые знала сама. К ним она добавила ноты для аккомпаниаторов. Чтобы опубликовать эту работу, она обратилась к Майклу Диаку из издательства Глазгоу паблишерс, Патерсонс, который согласился курировать проект. В редакторской работе ему помогала мисс Джейн Миллиган из Джорданхилл-колледжа в Глазго. Она была учителем физкультуры и включала шотландские танцы в свою программу для студентов — будущих учителей. Две дамы встретились осенью 1923 г. и договорились совместно издать книгу двенадцати шотландских контрдансов, а также создать Общество в поддержку ее публикации. Оно было создано 26 ноября 1923 г. на первой встрече в Глазго, куда пришло 27 заинтересованных человек. Титул «Королевское» был дарован ему Георгом VI в 1952 г. Королева Елизавета II стала патроном RSCDS в 1952 г. Так, задумка мисс Миллиган и миссис Стюарт дала начало Обществу, которое из небольшой группы, каким оно было в 1923 г., превратилось во всемирную организацию, объединяющую тысячи людей.

Евгения Еремина-Соленикова