От автора

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» (степень «бакалавр»). Пособие содержит теоретико-практический материал для изучения раздела «Музыкально-педагогическое общение» в рамках дисциплины «Музыкальная педагогика и психология». Музыкально-педагогическое общение выступает дидактической единицей данной дисциплины и подлежит обязательному освещению в процессе подготовки бакалавра музыкально-инструментального искусства.

Цель пособия — формирование комплекса знаний в области профессионального общения и на их основе — развитие коммуникативной компетенции педагога-музыканта.

Содержание пособия основывается на классических и современных трудах по вопросам психологии общения, психологии музыкально-педагогической деятельности и общения: Л. А. Баренбойма, В. А. Кан-Калика, Б. Л. Кременштейн, А. А. Леонтьева, Л. С. Майковской, Г. Г. Нейгауза, А.П. Панфиловой, А. В. Петровского, В. Г. Ражникова, Б. М. Теплова, М. Э. Фейгина и др.

Материал пособия представлен в контексте деятельности педагога-музыканта, раскрывает специфику его профессионального общения, особенности работы в музыкально-исполнительском классе. Названия глав и параграфов отражают логику изучения раздела «Музыкально-педагогическое общение» и соответствуют тематическому плану курса «Музыкальная педагогика и психология». Во введении рассматриваются ключевые понятия психологии общения и общие положения теории педагогического общения, что является необходимой предпосылкой для выявления специфических особенностей коммуникации педагога-музыканта.

В первой главе подробно раскрывается сущность и содержание структурных компонентов музыкально-педагогического общения.

Вторая глава посвящена проблеме обучения музыкально-педагогическому общению, особое внимание уделяется содержанию тренинговой работы, разнообразию форм и методов обучения профессиональной коммуникации.

В третьей — практической главе — представлено методическое обеспечение технологии развития коммуникативных умений педагога-музыканта, включающее психодиагностические методы, кейс-метод, авторские разработки профессионально-ориентированных игр, творческих заданий и упражнений.

Учебное пособие содержит вопросы и задания для самостоятельной работы, словарь основных понятий, библиографический список и приложения, материалы которого характеризуют процесс обучения музыкально-педагогическому общению.