От автора

Как и первая книга данного учебника, выпущенная в 1986 году, эта вторая его книга предназначена для студентов исполнительских специальностей музыкальных вузов нашей страны. Исходя из содержания и построения соответствующих курсов истории музыки вторая книга строится несколько иначе, чем первая. Более крупным планом здесь выделяется ряд значительных творческих фигур: XVIII век — поистине великий век музыкальной классики.

Известно, что в зависимости от избранной специальности (вокалисты или пианисты, хоровики или струнники) студенты несколько различаются по своим учебным интересам — в связи с изучаемым ими репертуаром и его спецификой, исполнительскими традициями и т. д. Создавать столь же дифференцированные учебники по истории музыки было бы, однако, нецелесообразно: существует общий круг музыкально-исторических сведений, необходимых для любого музыканта с высшим образованием. Что же касается выделения и отбора конкретного материала по различным разделам курсов, то педагоги должны располагать возможностью более полно освещать одни разделы и соответственно несколько сжимать другие, давая аналогичные указания для пользования учебником.

Точно так же нельзя считать обязательными единые библиографические рекомендации (в дополнение к тексту учебника): студенты различных специальностей могут выбрать по своим интересам те или иные издания из числа называемых далее работ, вышедших в последнее время на русском языке. Лишь в единичных случаях мы будем ссылаться на научные статьи, ограничиваясь в остальном специальными книжными изданиями.

Общая историко-теоретическая проблематика музыкального искусства XVIII века освещена в ряде следующих работ: Вл. Протопопов «История полифонии. Западноевропейская музыка XVII — первой четверти XIX века» (М., 1985); Л. Мазель «Проблемы классической гармонии» (М., 1972); С. Скребков. «Художественные принципы музыкальных стилей» (М., 1973); Т. Ливанова. «Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду искусств» (М., 1977); «Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков» (М., 1971). История музыки отдельных стран рассматривается в трудах И. Бэлзы «Очерки развития чешской музыкальной классики» (М.; Л., 1951), «История польской музыкальной культуры», т. 1 (М., 1954).

Из книг об И. С. Бахе назовем следующие издания: А. Швейцер «Иоганн Себастьян Бах» (перевод с немецкого Я. Друскина, М., 1965), «Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха» (составил Х.-Й. Шульце, перевел с немецкого В. Ерохин, М., 1980), Вл. Протопопов «Принципы музыкальной формы И. С. Баха. Очерки» (М., 1981), Т. Ливанова «Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи», часть 2 «Вокальные формы и проблема большой композиции» (М., 1980), «Русская книга о Бахе» (М., 1985).

Из литературы о Генделе выделим новое издание — Ромен Роллан «Гендель» (составление, редактирование, вступительная статья и комментарии В. Брянцевой, М., 1984).

В связи с проблемами оперы XVIII века заслуживают внимания новые монографии В. Брянцева: «Жан-Филипп Рамо и французский музыкальный театр» (М., 1981), «Французская комическая опера XVIII века. Истоки и становление жанра» (М., 1985).

Проблемы и материал истории инструментальной музыки рассматриваются в следующих работах: В. Конен «Театр и симфония» (М., 1968), Н. Горюхина «Эволюция сонатной формы» (Киев, 1970), Вл. Протопопов «Очерки из истории инструментальных форм XVI — начала XIX века» (М., 1979), В. Брянцева «Ж.-Ф. Рамо и его клавесинное творчество» (в издании Ж.-Ф. Рамо «Полное собрание сочинений для клавесина», М., 1976), Р. Ширинян «О стиле сонат Доменико Скарлатти» (в книге «Из истории зарубежной музыки», выпуск 4, М., 1980), Ю. Петров «Испанские жанры у Доменико Скарлатти» (там же), Л. Гинзбург «Джузеппе Тартини» (М., 1969).

Из работ о венских классиках выделим немногие издания: Ю. Кремлев «Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества» (М., 1972), Г. Аберт «В. А. Моцарт», в 2 частях, 4 книгах (перевод с немецкого и комментарии К. Саквы, М., 1978, 1985), К. Саква, предисловие к изданию: «В. А. Моцарт. Реквием» (партитура; М., 1983), Вл. Протопопов «Форма рондо в инструментальных произведениях Моцарта» (М., 1978).

Автор приносит искреннюю благодарность всем коллегам, высказавшим советы и замечания в процессе обсуждения данной книги на заседании Сектора классического искусства Запада во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания Министерства культуры СССР. Особая авторская благодарность обращена к рецензентам работы: профессору Московской консерватории Н. С. Николаевой и доценту, кандидату искусствоведения Е. М. Царевой.