Предисловие

Искусство хормейстера в своих проявлениях чрезвычайно множественно. Это и способность моментально ориентироваться в звуковысотных характеристиках — строе, в необходимом в каждый конкретный момент балансе звучности, ансамбле (и то и другое, как известно, подразумевается и в отдельной партии, и в целом в партитуре). Это и артистизм — абсолютно незаменимое качество, особенно важное для работы с коллективом, исполняющим произведения различных жанров, эпох и стилей (во многом артистизм связан со способностью к ассоциации, но не только образовательной, но и интуитивной, а подчас и эвристической). Из понимания и чувства стиля вытекает необходимость умения работать над той или иной манерой пения, тембровой окрашенностью.

Важнейшим условием качественного звучания является целенаправленное объединение свободно музицирующих исполнителей. Видеть цель, когда осознанная необходимость становится для певцов свободным «полетом», жизненно важно. В сущности, только свободный «полет» и гарантирует жизнеспособность того или иного коллектива, того или иного жанра, всей музыки в целом, ибо только в этом состоянии появляется возможность создания вся-кий раз новой эстетической реальности, что есть способ существования искусства. И кредо каждого дирижера могло бы звучать так: «познаете истину, и истина сделает вас свободными». Для него нет цели благороднее и прекраснее. Достигая ее, дирижер вправе и обязан сказать себе: мавр сделал свое дело — мавр может умереть. И это не красное словцо: как часто наиболее выразительно звучит то, чем не управляют! Но… Все-таки сначала — «познаете». На пути познания функция diriger (фр.— управлять) является центральной функцией хормейстера. На пути к «полету» обязательно имеется этап технической подготовки. Чем прихотливее, изысканнее «фигуры пилотажа», тем слаженнее и четче должна быть проведена подготовительная работа. Справедливости ради нужно сказать, что путь к истине бывает весьма и весьма тернист, и часто, даже вплотную приблизившись к ней, невозможно насладиться этой свободой без координатора, без дирижера. Тем значительнее видится важнейшая составляющая искусства хормейстера — способность мануального (лат. manus — рука) управления хором.