От составителя

Учебное пособие «Введение в джазовую гармонию для классического гитариста» написано для классических гитаристов, так как классическая гитара — полифонический инструмент, на котором можно исполнять джазовую музыку с полифонической фактурой, имитируя звучание дуэта (гитара и бас) или трио (две гитары и бас).

Те гитаристы, которые играют пальцами на акустических гитарах с металлическими струнами, также могут воспользоваться моей работой.

У джазовых гитаристов сложилась традиция играть (аккомпанировать, импровизировать), используя аккордовые модели, записанные в виде латинских букв с обозначением добавленных или альтерированных ступеней аккорда. Аппликатурные модели аккордов и гармонические обороты формировались в процессе эволюции джазовых стилей. Усложнялся язык джазовой гармонии и вместе с этим усложнялись аккордовые аппликатурные модели.

В основе моей работы лежит изучение и игра джазовой гармонической каденции, которая построена на аккордах I–VI–II–V–I ступенях гаммы и входит в джазовую гармонию как наиболее часто встречающийся оборот.

Изучая закономерности, взаимосвязь и голосоведение в джазовой гармонической каденции, можно научиться:

Слышать состав аккорда, без гитары.  

Слышать и определять аккорды в любой тональности.  

Слышать изменение тонального центра.  

Играть по аккордовым символам, используя собственные варианты аккордов.  

Играть импровизационный джазовый аккомпанемент в стилях: свинг, страйд, босса-нова, джаз-вальс.

В процессе игры аккордовых последовательностей создавать собственные мелодические линии, используя принцип пострунного голосоведения.

Уметь играть и слышать разные варианты «доминантного ядра».  

Использовать надстройки и альтерированные ступени в аккордах, создавать собственные аккорды.

Уметь переходить в другие тональности с использованием временного доминантного  ядра.

Уметь использовать в своей игре аккордовые замены.  

Применять в своей игре тритоновые замены.  

Все это позволит классическому гитаристу овладеть на практике базовыми приема-ми игры джазовой гармонии и научит его слышать особенности и закономерности джазовой музыки.

Александр Виницкий