Предисловие

«Полифония» является предметом, обобщающим теоретические знания и практические навыки, полученные учащимися в курсах гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных произведений и музыкальной литературы.

Теория полифонии открывает пути к постижению общих закономерностей музыкального искусства, пониманию выразительности разных видов многоголосия, зависимости и взаимодействию полифонических и гомофонно-гармонических явлений, логики музыкально-художественной эволюции.

Задачи предмета:

1) изучение основ теории полифонии;

2) знакомство с основными явлениями из истории полифонии;

3) развитие музыкального вкуса;

4) анализ и понимание естественного движения голосов, полифонических средств выразительности, принципов организации формы;

5) выработка навыков сочинения.

Усвоение учащимися теоретической части курса «Полифония строгого письма» должно обеспечить знание основных положений, к которым относятся виды полифонии, способы преобразования полифонической темы, разновидности контрапунктов и имитаций, принципы организации полифонической формы.

Учебное пособие по полифонии предназначено для учащихся, пробующих свои силы в сочинении, и является источником приобретения профессионально-теоретических и практических навыков. В нем обобщены и систематизированы основные понятия, определения, правила и методические рекомендации по различным видам полифонии и контрапунктов.

Объем теоретического материала включает:

1) изложение основных правил мелодии строгого стиля;

2) изучение принципов простого и сложного контрапунктов в двух- и трехголосии;

3) знакомство с различными формами преобразования тематизма в имитационной полифонии.

В работе изложены методические рекомендации для сочинения в различных видах контрапунктов. В качестве примеров взяты авторские сочинения и лучшие работы учащихся, пробующих свои силы в сочинении.

Безусловно, освоение практических навыков должно идти параллельно с изучением художественных образцов. В некоторых случаях правила, изложенные в данной работе, могут не совпадать с произведениями мастеров XV–XVI веков. Это объясняется тем, что композиторы, сочиняя музыку, ставили перед собой прежде всего художественные задачи. При анализе также необходимо учитывать время создания музыкального образца, так как творчество композиторов эпохи Возрождения в процессе развития качественно изменялось и обогащалось новыми средствами выразительности.