От автора

В данном учебном пособии представлены упражнения по группировке длительностей во всех часто используемых размерах. Такие упражнения являются своего рода головоломками, так как для правильного решения поставленной задачи необходимо хорошо ориентироваться в каждом данном размере, правильно разбивать нотный текст по тактам, а также грамотно группироватьдлительности внутри каждого такта.

По правилам и для удобства чтения нотного текста длительности объединяются в группы, в соответствии с тактовыми долями. Правильная группировка облегчает чтение нотного текста и дает возможность определить ритмическую структуру данного примера.

В простых размерах ритм записывается так, чтобы в такте было столько групп, сколько в нем содержится тактовых долей. В размере 3/8 длительности чаще всего записываются одной группой. В сложных размерах должно получаться столько групп, сколько в такте простых размеров. Например, 4/4 = 2/4 + 2/4; 6/8 = 3/8 + 3/8 и т. д. Паузы входят в сумму длительностей, образующих группу.

В вокальной музыке группировка нот зависит от распределения слогов текста. Если каждому слогу текста соответствует один звук мелодии, то ноты пишутся раздельно, т. е. не соединяются в группы. В тех случаях, когда слогу текста соответствует несколько звуков мелодии, вязкой соединяется столько нот, сколько звуков приходится на данный слог. Если количество звуков, соответствующее одному слогу, превышает тактовую долю, то ноты группируются по тактовым долям и объединяются лигой.

В раздел инструментальной музыки входят как инструктивные примеры, так и примеры из музыкальной литературы; в раздел вокальной музыки — примеры из романсов, песен и оперных арий русских и западноевропейских классиков.

В последнем разделе сборника находится ключ к упражнениям, чтобы у каждого была возможность проверить правильность своего решения, а в случае ошибки исправить ее, проанализировав причину.

Надеюсь, что новое учебное пособие поможет ученикам/студентам в их практическом изучении элементарной теории музыки.

И. РУСЯЕВА