Предисловие

Вахтанговская театральная школа (ныне — Театральный институт имени Бориса Щукина) — явление абсолютно уникальное в мировой театральной педагогике!

Основанная на учении К. С. Станиславского, называвшего Е. Б. Вахтангова лучшим своим учеником и последователем, эта Школа обладает целым рядом исключительных достоинств. Вахтангов, бесспорно, стоял у истоков системы своего учителя; именно в 1-й студии МХТ, где занимались молодой Евгений Багратионович и его талантливые товарищи (назовем только одного — гениального Михаила Чехова!), Станиславский создал первый образ своей великой теории.

Впоследствии, организовав собственную студию, Евгений Вахтангов смело соединил правду жизни, привнесенную в театр Станиславским, с высокой театральностью условной сценической формы… Таким образом возникла Вахтанговская Правда театра!

Дальше —Школа породила Театр…

Всемирно известный Государственный академический театр имени Е. Б. Вахтангова на 7 лет моложе Вахтанговской школы (случай весьма редкий!)…

Евгений Багратионович прожил очень короткую жизнь (всего 39 лет), но успел построить фундамент здания Школы, которое позже возвели его ученики.

Вернейшим соратником Вахтангова был Борис Захава— блестящий теоретик, педагог, режиссер и артист, руководивший Вахтанговской театральной школой в течение полувека!

Именно Б. Е. Захава довел до отточенного совершенства все положения той методики воспитания актеров и режиссеров, которая превосходно работает и сегодня.

Важнейший принцип Щукинской педагогической системы (Борис Щукин был великолепным актером, быть может, лучшим учеником Вахтангова, и не случайно после его смерти в 1939 году Школа обрела его славное имя) — кафедральность преподавания: «Все работают со всеми!».

Театральный институт имени Бориса Щукина не использует систему творческих мастерских, принятую в других театральных школах; здесь, начиная с середины второго года обучения, с любым курсом работает вся кафедра актерского мастерства (более 40 преподавателей). Это дает возможность уделить каждому ученику максимум внимания, найти персональный подход ко всем разнообразным студенческим индивидуальностям!

Другая замечательная черта Вахтанговской школы — стремление к созданию актерских образов: весь второй год обучения посвящен подходам к образу; студенты под руководством своих наставников работают над осуществлением высокого принципа перевоплощения: «Стать другим, оставаясь при этом самим собой».

Наконец, третья особенность Вахтанговской–Щукинской школы — удивительная логичность и последовательность в освоении элементов актерской профессии. Это лучше всего проявляется на занятиях первого года обучения: каждый следующий элемент как бы вбирает в себя все предыдущие, причем не требуя дополнительных разъяснений…

А завершает процесс воспитания каждого студенческого коллектива четвертый год обучения, — год дипломных спектаклей, исполняемых на нескольких сценах Щукинского учебного театра. У каждой маленькой труппы таких спектаклей несколько (иногда даже восемь-девять!), и среди них порой возникают блестящие постановки, достойные того, чтобы идти затем и на сцене «взрослого» театра (ярчайший пример — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта в постановке Юрия Любимова, давший старт всемирно известному Театру на Таганке!) Так что можно утверждать, что Щукинская–Вахтанговская театральная школа породила по крайней мере два всемирно известных театра! Но не только их…

Важнейшей особенностью истории Щукинского института является работа с национальными студиями — российскими и зарубежными. Их в Вахтанговской школе набирают с 1953 года.

…Из Молдавской студии 1960 года выпуска родился Кишиневский театр «Лучаферул», а из выпуска 1985 года — Театр имени Эжена Ионеско. Вообще, молдавских студий в Щукинском доме было четыре; кабардинских— три; осетинских— даже пять!

Тувинский театр в свое время пополнили выпускники-щукинцы; Ингушский молодежный театртакже родился в стенах Вахтанговской школы. Выпущены две Коми-студии, две Кумыкские, Удмуртская, Лакская и так далее и так далее…

Многие замечательные артисты национальных театров в автономных республиках России с благодарностью вспоминают Вахтанговскую школу…

Весьма сильна Щукинская традиция и в далекой Южной Корее. В 1977 году Школу окончил четырехгодичный корейский курс, а в начале XXI века здесь прошли обучение четыре двухгодичных студии, выпускники которых много и успешно работают в южнокорейских театрах, в кино, а также в театральных школах…

Разговор о Вахтанговской–Щукинской театральной школе, разумеется, не может обойтись без списка знаменитых щукинцев, составить который и просто, и весьма непросто — слишком уж много было блестящих выпускников в более чем вековой истории славного вуза!

Вот лишь самые громкие имена:

артисты Вахтанговского театра— от Рубена Симонова, Бориса Щукина, Цецилии Мансуровой к Николаю Гриценко, Людмиле Целиковской, Михаилу Ульянову, Юрию Яковлеву — и далее — к здравствующим и работающим ныне Владимиру Этушу (с 1987-го по 2003 год — ректор Школы, с 2004-го по 2018-й — ее художественный руководитель), Юлии Борисовой, Василию Лановому, Людмиле Максаковой — и более молодым Сергею Маковецкому, Евгению Князеву (нынешний ректор Института), Владимиру Симонову, Марии Ароновой, Юлии Рутберг…;

превосходные режиссеры российского театра и кино — Юрий Завадский, Борис Захава, Александра Ремизова, Юрий Любимов, Ролан Быков, Валерий Фокин, Константин Райкин, Сергей Урсуляк…;

блестящие мастера кино — Олег Стриженов, Николай Бурляев, Анастасия Вертинская, Василий Ливанов, Александр Кайдановский, Леонид Ярмольник, Александр Филиппенко…;

и великолепные актеры, игравшие и ныне работающие во многих театрах страны: Андрей Миронов, Юрий Богатырев, Наталья Гундарева, Леонид Филатов, Александр Калягин, Александр Ширвиндт, Евгения Симонова, Нина Усатова….

Этот список можно длить и длить!

Выпускники Вахтанговской театральной школы, естественно и органично трудясь в самых разных театрах, в разных эстетических системах, никогда не забывают о своей принадлежности к alma mater — Щукинскому театральному институту.

В единстве и бесконечном многообразии — залог того, что дело, начатое светлым гением русского театра — Евгением Вахтанговым, — вечно молодо, что Щукинская театральная школа всегда есть и будет живым творческим организмом!

Предлагаемый вниманию читателей сборник учебно-методических пособий призван раскрыть (в общедоступной, доходчивой форме) некоторые технологические моменты, показать Вахтанговскую школу изнутри, в рабочем процессе…

В книгу включены как работы сугубо практические («Тренинг…» Н. Н. Павленковой и «Тренинг» В. П. Поглазова, «Ритм и темп» Н. Л. Ковалевой), так и общетеоретические («Моя Вахтанговская школа» А. Л. Дубровской, «Воспитание артиста музыкального театра…» М. А. Швыдкой), а также историко-теоретические («Самостоятельные работы…» Н. Ю. Щукиной, «Этюды к образу…» В. М. Маркина и К. В. Малова и «Заглянем в прошлое…» А. М. Бруссер)…

Разумеется, картина получается «пунктирной»,  дискретной… Это и понятно: методика воспитания драматических актеров в Вахтанговской школе — явление чрезвычайно объемное; его не вместить в один (пусть даже и довольно объемный) сборник.

Отмечу одну черту, являющуюся общей для всех учебно-методических работ, помещенных в книге: все они написаны живым, понятным языком, во всех звучит «занимательная» авторская речь, все статьи любопытно читать!

Надеюсь, книга будет интересна и для людей театра (актеров, режиссеров, театральных педагогов и студентов), и для любителей, интересующихся сценическими искусствами…

Сборник при этом не претендует на положение «бесспорной истины»: ведь театральная педагогика — не математика! Школ воспитания драматических актеров существует немало, и каждая имеет свои достоинства, историю и список побед. В творческом процессе «к вершине можно и должно идти разными дорогами», причем каждая достойна внимания… Не будем об этом забывать.

Павел ЛЮБИМЦЕВ,

заведующий кафедрой мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина, заслуженный деятель искусств РФ,

лауреат премии Правительства РФ, профессор.