От автора

Драма — самобытный род литературы и театра. Интерес к ней и систематическое изучение ее проблем возникли на заре становления театрального искусства. За многие столетия, отделяющие нас от театра Древней Греции, драма прошла сложный эволюционный путь. Менялась ее композиция, структура, менялись способы ее воплощения на сцене. Неизменным оставалось то, что это особый вид искусства, предназначенный для сценического исполне-ния, который всегда составлял основу театра, то, без чего

он практически не мыслится.

В истории драматургии не раз делались попытки исследовать и описать законы драмы. Подобной попыткой является и эта книга. Первое издание вышло в 1999 году, и за прошедшие почти двадцать лет интерес к этой теме не угас, о чем свидетельствуют многочисленные цитирования этой книги в научной среде не только в России, но и за ее пределами: от Германии, Украины до Китая. Нынешнее издание в целом повторяет первое, автор сделал лишь небольшие поправки стилистического характера.

Выбор тем и структуру книги во многом определил тот факт, что автор рассматривает теорию драмы через режиссуру. Именно поэтому основная задача книги — представить систему анализов драматургического произведения, попутно рассмотрев все необходимые для этого категории и понятия. Потому первая часть специально посвящена им, а не системе анализов: она помогает сформировать достаточный багаж знаний для освоения второй части. Без первой части многое во второй части будет непонятным. Третья часть рассматривает процесс движения драмы к ее сценическому воплощению, инсценировка как особый род драматургии, а также история развития драмы как совокупности технологических приемов.

Данная книга стала результатом преподавания дисциплины «Теория драмы», которую автор ведет с 1994 года по сей день в Орловском государственном институте культуры на кафедре режиссуры и мастерства актера. Поэтому в изложении материала лежит научный подход к изучению драмы. Задача теории — установить законы, по которым создается произведение искусства, научить его понимать, оценивать и ценить то мастерство, с которым оно сделано. Но самое главное — теория помогает развивать навыки самостоятельного, независимого мышления, а это первостепенное в жизни человека. Это не пафос, это искреннее убеждение автора, без которого не было бы данной книги.

Многие темы здесь поднимаются и исследуются впервые. Так, например, формально-композиционный анализ, система текстового анализа пьесы, типология драматического конфликта, система амплуа, границы восприятия события, таблица-схема «Поэтики» Аристотеля, синхронная таблица драматургических произведений — являются оригинальной авторской разработкой.

Все законы театра и драматургии должны быть охвачены, не только во имя «чистой науки», но и во имя непреодолимого стремления человека к знанию и познанию самого себя. Без этого наука становится бессмысленной, существующей лишь в своих собственных рамках. Искусство не может вытекать из самого искусства, а также развиваться лишь ради искусства. Оно — художественное отражение духовного стремления человека, его побед и поражений, высоты парения и глубины падения. Искусство

способно и должно духовно пробуждать человека, звать его к еще большей духовной высоте и совершенству.

Игорь Чистюхин, кандидат педагогических наук, доцент