Предисловие

Данное учебно-методическое пособие — это обучающая игровая программная система комплексного назначения,обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса музыкального воспитания и обучения.

Доказано, что каждый человек усваивает информацию по-разному: некоторые обучаются на слух, другие являются зрительными, или тактильными, обучающимися. Привлечение всех органов чувств ведет к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Пособие выступает вспомогательным средством для подачи материала детям.

Современный уровень развития школьников и информатизация социальной среды входит в противоречие с развитием детей в музыкальной школе, что влияет на эффективность обучения и приводит к существенному снижению мотивации во время образовательной деятельности.

Разработка и активное использование инновационных методов обучения и дидактических пособий поможет повысить качество преподнесения информации, позволит разнообразить и обогатить наглядность в ДМШ и ДШИ, а также послужит хорошим подспорьем преподавателю в организации педагогической работы на уроке.

Настоящее дидактическое пособие представляет собой авторскую программу обучения с использованием инновационных методов и наглядных учебно-дидактических пособий. В него входит набор специализированных плакатов, с помощью которых преподаватель может проводить вокально-хоровые упражнения, способствующие развитию основных музыкальных навыков.

В пособии даются методические указания по реализации инновационного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

Данное учебно-методическое пособие состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

В введении обосновывается актуальность темы, рассматривается состояние научной разработанности проблемы, раскрывается новизна и практическая значимость пособия.

В главе 1 представлены основные вокально-хоровые навыки, обозначена структура музыкального мышления, дается характеристика его видов и способы их развития.

Глава 2 посвящена описанию методов и технологий проведения занятий с использованием учебно-методического пособия. Здесь даны методические рекомендации по организации вокально-хоровой работы на уроке, описаны основные упражнения «Вокально-хорового тренинга».

В приложениях представлены плакаты, иллюстрации и схемы упражнений.

Целью данного пособия стало формирование вокально-хоровых навыков через развитие музыкального мышления детей с помощью современных форм обучения.

«Вокально-хоровой тренинг» решает следующие задачи:

формирование навыков вокально-хоровой работы: чистой интонации, музыкальной памяти, звуковедения, звукообразования, активной артикуляции, четкой дикции;

развитие музыкальных способностей и формирование основных видов музыкального мышления: музыкально-слухового мышления и памяти, мышечной памяти, логического мышления, зрительной памяти, эмоционально-образного мышления;

формирование навыков коллективной работы и умения петь в унисон и многоголосие, умения слушать других, одновременно начинать и заканчивать пение;

развитие воображения, фантазии, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;

воспитание любви к вокальному музыкальному искусству, потребности в общении с искусством, развитие художественно-эстетического вкуса;

воспитание внимания, трудолюбия, усидчивости, умения собраться, ответственности за творческий результат;

формирование коммуникативных качеств, настойчивости и целеустремленности в преодолении вокально-хоровых трудностей;

развитие умения помогать и поддерживать друг друга.

Данное дидактическое пособие позволяет:

повысить качество усвоения учебного материала за счет отработки практических навыков;

сократить время на освоение учебного материала и формирование основных вокально-хоровых навыков;

реализовать принцип наглядности;

сэкономить учебное время;

развить творческие способности.

Методическое пособие предназначено для практического использования на занятиях по дисциплинам «Хор», «Вокал», «Вокальный ансамбль», а также может использоваться на уроках по сольфеджио, теории музыки, уроках музыки в общеобразовательных школах и детских садах.