Предисловие

Частота заболеваний певческого голоса на почве неправильного пользования органом пения давно уже обратила на себя внимание врачей-ларингологов. Стремление последних подвести под сложный и запутанный вопрос постановки голоса научную базу породило уже на Западе обширную литературу, частью монографического, частью периодического характера. У нас же, в России, этим предметом ларингологи стали интересоваться только недавно, а потому всякая новая попытка подойти к нему на основании физико-физиологических данных должна быть глубоко приветствуема. Вот почему я охотно исполняю просьбу автора написать предисловие к его работе.

В д-ре И. И. Левидове мы встречаем счастливое сочетание двух специальностей: он бывший профессиональный певец и  одновременно врач-ларинголог. Это дает ему возможность подходить к вопросам голосообразований не только со стороны чисто умозрительной, но и  со всем запасом субъективно-практического опыта. Благодаря этому, его работа изобилует многими очень важными практическими указаниями, которыми, без сомнения, воспользуются, как сами певцы, так и преподаватели пения. Что касается научного обоснования выводов, то автору удалось достаточно убедительно сочетать данные эксперимента с  законами физической акустики с  одной стороны и  с  анатомо-физиологическими фактами — с другой. Во главу угла автор ставит спорный еще факт влияния на свойства певческого голоса резонаторных способностей носа и его придаточных полостей  — вопрос, который он решает в  положительном смысле. Из этой отправной точки логически вытекает уже целый ряд важных данных о  механизме «направления» певческого голоса и о целесообразном пользовании им. Отдельные указания, как например, о роли перегородки носа,

может быть, и еще недостаточно проверены, но не лишены теоретического интереса и логического обоснований; то же самое можно сказать и о выдвигаемой автором мысли относительно способа резонирования певческого звука в  носовых полостях.

В общем и  целом, предлагаемая работа И. И. Левидова дает много ценного материала, который не останется без влияния на конечное решение запутанной проблемы правильной постановки голоса и  на выявление причин столь частых профессиональных болезней у поющих.

В то же время в ней могут почерпнуть полезные для себя сведения не только причастные к искусству пения лица, но и врачи-ларингологи, которые в массе стоят довольно далеко от этого предмета, но которым нередко приходится удовлетворять певцов, как медицинскою помощью, так и советами и указаниями, связанными с голосовым аппаратом.

Проф. Л. Левин.