От автора

Певческая книга  — это собрание песнопений, предназначенных для исполнения за богослужением, расположенных в порядке, отражающем один из кругов богослужения: суточный круг, годовой календарь, порядок гласов. Книги, содержащие произведения гимнографии, появились на Руси с принятием христианства, в  числе других богослужебных книг. Песнопения записывались в  них в  виде текста или текста с  нотацией. Постепенно образовался корпус певческих книг, в  котором фиксация музыкальной составляющей стала играть решающую роль. Певческие книги, таким образом, являются частью корпуса сакральной книжности, влияющего на всю культуру христианской Руси (России).

Певческие книги являются основным, а  подчас и  единственным источником, по которому пишется история русской музыки вплоть до XVIII в. В то же время певческие книги не буквально передают музыкальную действительность, но составляют собственный виртуальный мир, собственную культуру, находящуюся в  сложном двунаправленном взаимодействии с певческой практикой. Знания о певческих книгах актуальны и  для тех, кто изучает историю русской музыки, и  для тех, кто интересуется книжностью.

Настоящая работа сложилась как обобщение лекций, читанных автором в разных учебных заведениях: в  Санкт-Петербургской консерватории и  Институте религиоведения и  церковных искусств. Разным был и объем курса, и подготовка аудитории. Издание предназначено для педагогов читающий этот или смежные курсы. «Лекции» представляют собой исторический курс, охватывающий XI–начало ХХ  столетий. Периодизация истории русской певческой книжности продиктовала деление на темы, занимающие различный объем в издании и, соответственно, в занятиях. В приложении находится словарь терминов.

Каждая тема снабжена списком литературы. Общие труды по истории церковной музыки, откуда можно почерпнуть также сведения о  певческих книгах, отнесены к  первой теме — «Предварительные сведения». Там же находятся работы, охватывающие несколько периодов. В  литературу при темах помещены те работы, на основании которых излагается материал этой темы. В  случае, если из работы взят только какой-то определенный факт или цитата, она не помещается в литературу, но на нее дается ссылка. Особенно это касается лекции о «стилевом переломе», о котором нет специальных работ, а все сведения подобраны из единичных фактов и наблюдений.

Цитаты из рукописных книг  — заглавия рукописей, а  также писцовые и  владельческие записи  — приводятся с максимальным приближением к совре-менным нормам языка: титла раскрыты, устаревшие буквы заменены на современные эквиваленты.

Автор благодарит всех тех, кто способствовал подготовке этой книги: сотрудников кафедры Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, рецензентов А. Н. Кручинину и Т. Г. Казанцеву, издательский коллектив и всех студентов, слушавших лекции.