Предисловие

Учебное пособие по предмету «Инструментоведение» предназначено для учащихся различных специальностей средних специальных учебных заведений искусств. Его могут использовать студенты высших учебных заведений и преподаватели, ведущие данную дисциплину, а также все, кто интересуется историей происхождения и становления симфонического и духового оркестров.

Материалы, представленные в книге, разработаны с учетом последних научных исследований по данной проблеме. Автор руководствовался программой курса «Инструмен­товедение» для средних специальных учебных заведений искусств по специальности «Инструментальное исполнительство».

Материал пособия изложен в восьми главах: история создания и эволюция симфонического и духового оркестров, струнные смычковые инструменты, деревянные духовые инструменты, группа саксофонов, медные духовые инструменты, основная медная группа инструментов духового оркестра, одиночные инструменты (арфа, фортепиано, орган) и группа ударных инструментов.

В начале каждой главы дается общее описание группы — ее состав, вид и количество инструментов, историческое проис­хождение, использование в музыке различных эпох и в раз­личных составах оркестров, современное состояние и методы использования в оркестре. Показаны различные сочета­ния инструментов внутри группы (бас, мелодия, гармоническая середина и т. п.), общие и отличительные характеристики инструментов группы, способы звукоизвлечения, штрихи, а также возможные сочетания с инструментами других групп оркестра.

Внутри каждой главы дано описание отдельных инструментов. Представлена довольно полная историческая справка по каждому из них: история происхождения, виды и использование на различных этапах эволюции; композиторы и исполнители, повлиявшие на формирование, методы использования в оркестровой и сольной практике; мастера, работавшие над усовершенствованием инструмента. Отдельно приводится информация о технических характеристиках инструмента (диапазон, штрихи, способы звукоизвлечения, характеристика регистров, способы записи в партитуре и т. п.).

Одним из главных достоинств пособия является полное описание разновидностей того или иного инструмента, в том числе устаревших и крайне редко использующихся, но активно пропагандируемых сегодня зарубежом. Среди них — струнные фидели, виолы, лиры; старинные и современные разновидности деревянных и медных духовых во всем многообразии; огромное семейство саксофонов и др.

Самая объемная глава посвящена ударным инструментам. В последние десятилетия эта группа разрослась до небывалых размеров (свыше 70 разновидностей, использу­емых в оркестре). В то же время литература, посвященная ударным инструментам, весьма немногочисленна, а основные издания по этой теме вышли в свет в начале 1970-х годов. В связи с этим в пособии достаточно подробно рассматриваются традиционные инструменты ударной группы, их усовершенствованные и модифицированные разновидно­сти, а также новые инструменты, широко используемые в современных оркестрах. Всего в пособии представлено 75 ударных инструментов, которые постоянно или периодически включаются в оркестровые партитуры. Впервые приводятся примеры и различные варианты нотной записи того или иного ударного инструмента, а также схема примерного расположения всех 75 инструментов в партитуре.

Пособие снабжено таблицами, необходимыми для изучения предмета. В них представлены примерные схемы современных партитур симфонического и духового оркестров; дан полный перечень названий и обозначений всех используемых в оркестре инструментов на пяти языках — русском, английском, итальянском, французском и немецком. В конце пособия представлена таблица с указаниями часто встречающихся аббревиатур, сокращений, обозначений способов звукоизвлечения в партитуре. Кроме того, в конце описания каждой группы даются таблицы, в которых показаны варианты существующих названий того или иного инструмента. Например, только флейта в разных странах, а также в музыке разных эпох имеет свыше 30 названий, которые часто встречаются в различных партитурах.

В пособии приводятся иллюстрации с изображениями старинных и современных инструментов, а также различных видов и разновидностей того или иного инструмента.

Автор надеется, что данное издание привлечет внимание преподавателей, учащихся различных музыкальных специальностей, всех интересующихся музыкальным искусством и будет способствовать расширению и обогащению знаний и представлений о музыкальном инструментарии.