Предисловие

В предлагаемом сборнике эссе делается попытка совместно с читателем обдумать некоторые проблемы и поискать ответы на вопросы, часто возникающие у начинающих (и не только) вокалистов, актёров — всех, кому в профессиональной деятельности необходим голос. Огромное количество информации, в том числе рекламного характера, предложения быстро научить петь «красиво, легко и свободно за восемь уроков онлайн», сайты, «форумы», на которых идут дискуссии по поводу техники пения, вокальной педагогики, обсуждения литературы вопроса — всё это на мой взгляд вызывает полную сумятицу в личном и общественном сознании всех, кто так или иначе причастен к вокальному искусству, сценической речи, вокальной и речевой педагогике.

Сложностей добавляет катастрофическое засилье в СМИ вокального «шоу-бизнеса», причисление к категории вокального исполнительства направлений, не являющихся вокалом по определению (рэпа и хип-хопа), популярность исполнителей с эпатирующими тембрами, так называемым «экстремальным вокалом».

Прибавляется к этому ещё и вторжение академич-ских вокалистов, в том числе высочайшего ранга, в исполнение популярной музыки или джазового вокала. Всё это вносит неразбериху ещё и в область вкуса.

Не легче и с аудиторией, читающей вокально-педагогическую, научную и мемуарную литературу. Например, ко мне, являющемуся автором многоуровневой обучающей программы развития голоса и обучения пению «Фонопедический метод развития голоса», — регулярно поступают вопросы по поводу несовпадения общепринятой вокально-педагогической терминологии с категориальным (терминологическим) аппаратом, используемым в моей программе. В ходе урока и даже семинара не всегда есть возможность ответить на них, а также обосновать эстетические установки, связанные с историческими процессами в искусстве пения и вокальной педагогике.

Предлагаемая книга посвящена как темам культурологического и исторического характера, так и процессу возникновения современной академической оперно-концертной технологии голосообразования и формированию сопровождающей её терминологии. Главной же её зада-чей является «демистификация» вокальной педагогики и всего, что с ней связано — необходимость таковой демистификации вызвана исторически сложившейся путаницей, как в литературе вопроса, так и в умах всех тех, кто имеет отношение к профессиональному использованию голоса. Путаница возникла вследствие крайнего субъективизма всего того, что ощущают вокалисты при пении, отсутствия до середины XIX века какой-либо объективной научной информации об анатомии, физиологии, акустике и фонетике пения, а также «трудностей перевода» со всех европейских языков, на которых говорят и пишут вокалисты. Ещё и труднодоступные музыкантам анатомические термины на латыни и физико-математический аппарат исследований. Сами же певцы, педагоги, и мемуаристы оставили нам в наследство весьма индивидуальные, а в результате крайне бессвязные, разрозненные, ничем не подкреплённые сведения — на основе которых до сих пор (в наше «просвещённое» время!) делаются попытки выстраивать вокальные методики, системы и школы.

Автор предлагаемого сборника эссе с учётом своего многолетнего — уже полувекового ученического, исполнительского, исследовательского, методического и педагогического опыта излагает свою позицию в отношении причин и следствий кризисного положения в вокальной педагогике, анализирует сакрализованное «мистическое» знание и предлагает подход по принципу «здравого смысла», результатом которого являются строгие обоснованные и проверенные уже десятилетиями работающие алгоритмы многоуровневой обучающей программы «Фо-нопедический метод развития голоса» (ФМРГ).

Для читателя, незнакомого с ФМРГ, забегу вперёд и проведу аналогию с возникшим в последние десятилетия определением «доказательная медицина». ФМРГ является примером «доказательной педагогики», в отличие от традиционной или народной. В соответствующем разделе эта тема будет изложена подробно. Пока же достаточно сказать, что объективно существует всеобщая необходимость в процессе обучения вокалиста решать четыре группы задач: координационные, тренировочные, эстетические и исполнительские. Традиционная вокальная педагогика, как правило, не осознаёт и не разделяет эти группы задач и пытается решить их синхронно и интуитивно — комплексно. Это приводит к недооценке первых двух групп как создающих материальную базу для решения третьей и четвёртой. Для доказательной педагогики приоритетными являются задачи координации и тренинга, без решения которых невозможна успешная работа над выбором эстетики (манеры) пения, её формирования и реализации в музыкально-исполнительской деятельности.

В тексте эссе неизбежно будут встречаться повторы, как правило, цитатного характера. Это не является случайностью или небрежностью. Это необходимо для понимания действия одних и тех же механизмов голосообразования у мужчин и женщин, взрослых и детей в разные эпохи в разных условиях и у разных авторов. Повторы авторского текста будут вставляться ещё и для того, чтобы читателю для «освежения информации» не приходилось бы прерывать чтение конкретной главы и возвращаться к ранее прочитанному тексту.

Добавлю, а потом повторю в последней главе, что книга эта не закончена и не может быть закончена, как не может быть закончено развитие литературы, музыки, театра, вокального искусства. Со времени первого издания моей книги «Развитие голоса. Координация и тренинг» прошло уже 25 лет. Последнее 7-е издание вышло в 2015 г., а перед этими семи петербургскими было ещё одно — пермское. На сегодня книга входит номером 6 в Топ-20 самых популярных книг издательства «Планета музыки» — филиала питерского издательства «Лань». То, что книга переиздаётся и читается, является свидетельством актуальности самой темы, как и то, что уже более 35 лет мной проводятся семинары по всей России и постсоветском пространстве.

Прошу уважаемого читателя приготовиться к наличию больших цитатных вставок в моих эссе. Я прибегнул к такой форме изложения по двум причинам. При всех возможностях Интернета, чтобы найти информацию, надо, как минимум, знать, что ищешь. По затрагиваемым мною темам есть множество книг, являющихся «библиографической редкостью», или изданных так давно, что современный молодой читатель просто может не знать об их существовании, как и об их авторах. О принадлежности литературы, которая может оказаться полезной и даже необходимой, но относящейся к медицинской и физико-математической области я выше написал.

Вторая же причина состоит в том, что даже самый заинтересованный читатель, но не занимающийся профессионально исследовательской деятельностью, читает всю книгу — любую — подряд и вряд ли многократно перечитывает. Я же взял на себя смелость выделить наиболее важные фрагменты некоторых книг и снабдить их своими комментариями. Полагаю, это поможет привлечь внимание уважаемых коллег к информации такого рода и вызвать желание ещё раз внимательно перечитать цитируемых авторов: «читает не тот, кто читает, а тот, кто перечитывает»!

В тексте будет большое количество ссылок на Интернет, и особенно, на YouTube. Они являются видео и аудио иллюстрациями к тексту. Эти ссылки находятся в специальном разделе моего сайта http://www.emelyanov-fmrg.ru/biblio/literature Ссылки расположены по главам книги «Доказательная педагогика в развитии голоса и обучении пению».