Введение. Важность пальцевых упражнений

Упражнения  для развития пальцев чрезвычайно важны, по сути необходимы – не только для того, чтобы тренировать руку и отрабатывать звукоизвлечение, но главным образом потому, что в них содержатся все фигуры и разновидности движения, которые встречаются в музыкальной практике. При постоянной тренировке эти подготовительные фигуры настолько прочно закрепятся  в центральной нервной системе (это является  основой для  начала любогодвижения), что смогут легко осуществляться на практике простым побуждением воли.

Каждое отдельное упражнение для развития пальцев представляет собой что-то вроде «словесных трудностей» музыкального языка – извлечённые из контекста фигуры, которые постоянно встречаются исполнителю в любом сочинении. Следовательно, он должен прорабатывать их до тех пор, пока не достигнет безукоризненной точности, так же как актер должен прорабатывать«словесные трудности» в своих репликах.

В отличие от языка слов, в музыкальном языке очень важную роль играет скорость –  необходимо  достигать чёткого исполнения даже в самом быстром темпе: это ещё одна причина, по которой следует уделять детальное  внимание и высочайшее терпение этому  важному этапу музыкального обучения.

Таким образом, этот сборник упражне-ний для развития пальцев можно справедливо назвать «Техническим словарём» музыкального языка. Чем больше «словесных трудностей» исполнитель извлечёт из этого «Словаря» и закрепит в своей центральной нервной системе, тем лучше он будет подготовлен к встрече с всё возрастающими требованиями музыкальной профессии.

Теодор Вимайер