От автора

Из прожитой долголетней театральной жизни у меня сохранились воспоминания бытовых условий, в  которых шаг за шагом, с большим трудом приходилось выбираться на дорогу, подсказанную непосредственным чувством и желанием быть на подмостках оперной сцены.

Личные наблюдения и  впечатления, пережитые мной в жизни как в период моего учения, так и дальнейшей работы в театре за истекший срок, значительно, быть может, поблекли и имеют относительное значение лишь для истории оперного театра.

Оговариваюсь и в том, что не имею писательского дара, а  посему прошу моего читателя посмотреть на это дело, за которое я взялся только благодаря настой-чивой просьбе моих товарищей и друзей, как на правдивый рассказ о былом, заключающий в себе историко-бытовой материал.

Об оперном театре, в особенности о русском, сравнительно с  театром драмы, имеются весьма ограниченные и  скудные сведения. А  между тем бытовые условия ученической страды и театра, которые сохра-нились в  моей памяти, дают довольно любопытный материал для сравнений с  настоящим и  далеко не лишний для будущего исследователя оперного дела.

Говоря о  развитии оперного театра в  России и  о  роли в  нем Шаляпина, я излагаю свои воспоминания о Шаляпине, как о художнике, не останавливаясь на его политических взглядах, которые привели его к эмиграции из СССР. Эти политические взгляды Шаляпина были уже единодушно осуждены всей советской общественностью, в том числе и мною.

Считаю своим долгом принести глубокую и  сердечную благодарность Заслуженному деятелю искусств Борису Владимировичу Асафьеву, неустанному вдохновителю моего настоящего труда.

Заслуженный артист В. П. Шкафер