Оглавление

Введение ………. 3
Глава I. Физиологические основы голосообразования ………. 10
1.1. Строение дыхательного аппарата человека и его функционирование в пении ………. 11
Структура дыхательного аппарата ………. 11
Мышцы дыхательного аппарата и их функциональное назначение ………. 13
Типы дыхания в пении ………. 17
К истории вопроса о певческом дыхании ………. 21
Причины неправильного дыхания в пении ………. 25
Методы формирования навыка певческого дыхания ………. 26
О роли дозвуковых упражнений при обучении пению ………. 27
Вопросы к семинару по теме «Строение дыхательного аппарата человека и его функциональное назначение в пении» ………. 31
Методическая литература ………. 31
1.2. Строение гортани и её функционирование в пении ………. 32
Гортань как часть дыхательного аппарата ………. 32
Хрящевой скелет гортани ………. 32
Мышцы гортани ………. 33
Особенности строения и функционирования гортани в пении у детей ………. 36
Вопросы к семинару по теме «Строение и функционирование гортани в пении» ………. 39
Методическая литература ………. 39
1.3. Резонаторы голосового аппарата певца ………. 39
Строение резонаторной системы певческого голоса ………. 39
Классификация певческих резонаторов ………. 39
Функциональное назначение резонаторов певца ………. 42
Вопросы к семинару по теме «Резонаторы голосового аппарата певца» ………. 43
Методическая литература ………. 43
1.4. О существующих теориях голосообразования ………. 43
Миоэластическая теория фонации ………. 44
Нейрохронаксическая теория ………. 45
Биомеханическая теория ………. 49
Мукоондуляторная теория ………. 51
Нейробронхиальная теория ………. 53
Вопросы к семинару по теме «О теориях голосообразования» ………. 55
Методическая литература ………. 55
1.5. Некоторые принципы формирования двигательных навыков у музыкантов с позиций нейрофизиологии ………. 55
Сущность биомеханизма произвольных движений ………. 55
Стадии формирования двигательных навыков ………. 57
Обоснование некоторых принципов обучения музыкантов ………. 58
Глава II. Вопросы методики вокальной работы с детьми ………. 61
2.1. О настройке певческого голоса в классе сольного пения ………. 61
О нейрофизиологии певческого процесса ………. 61
Задачи учебной практики ………. 62
О мышечном тонусе голосового аппарата ………. 62
Методика работы с певцами на начальном этапе обучения ………. 63
Последовательность задач в вокальной работе ………. 65
Начальные упражнения для голоса ………. 66
2.2. Методические рекомендации к работе хормейстера по постановке детского голоса в условиях хора ………. 69
Задача 1-го этапа настройки голоса ………. 71
Задача 2-го этапа вокальной работы ………. 74
Задачи 3-го и 4-го этапов вокальной работы с детьми ………. 79
Система вокально-тренировочных упражнений для работы с хором Л. А. Венгрус ………. 80
Система вокально-тренировочных упражнений для работы с детским хором из опыта профессора Стуловой Г.П. ………. 83
2.3. Упражнения для вокальной работы со взрослыми певцами-солистами ………. 102
Система упражнений в классе профессора О.Н. Благовидовой ………. 102
Из опыта вокальной работы педагога Н.С. Харлампиевой ………. 115
Из опыта вокальной работы профессора В.С. Козмина ………. 118
Вопросы к семинару по теме: «Вопросы методики постановки певческого голоса» ………. 121
Методическая литература ………. 121
2.4. Классификация методов вокальной работы с учащимися ………. 122
2.5. Вопросы гигиены певческого голоса ………. 126
Заключение ………. 133
Библиография ………. 135