Оглавление

От автора .......... 3
ЧАСТЬ I
Глава I. Общественные предпосылки формирования клавирной культуры. Импровизация как основа исполнительского искусства XVI–XVIII веков. Клавесин и клавикорд .......... 5
Глава II. Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. Важнейшие клавирные школы XVI–XVII столетий. Зарождение французской клавесинной школы. Клавирная сюита. Английские вёрджиналисты .......... 13
Глава III. Искусство рококо и французский клавесинизм XVIII столетия. Клавесинная миниатюра в творчестве Ф. Куперена и Ж.-Ф. Рамо. Исполнительские принципы французских клавесинистов и проблема интерпретации их сочинений .......... 26
Глава IV. Новые стилевые черты в итальянской музыке конца XVII — первой половины XVIII столетия. Д. Скарлатти; его сонаты и их интерпретация .......... 41
Глава V. И. С. Бах; его клавирное творчество. Бах — исполнитель и педагог. Проблема интерпретации баховских сочинений. Зарубежные и советские пианисты — исполнители Баха. Клавирное искусство Г. Генделя. Проблемы интерпретации музыки эпохи барокко .......... 49
Глава VI. Эстетические воззрения западноевропейских просветителей XVIII века. Развитие сонатно-симфонического мышления и подготовка музыкального классицизма конца XVIII столетия. Новые эстетические принципы в музыкально-исполнительском искусстве .......... 78
Глава VII. Развитие клавирно-фортепианной культуры во Франции и в Италии во второй половине XVIII века. Чешские пианисты и композиторы. Сыновья И. С. Баха. Ф. Э. Бах и его трактат. Ранние венские классики. Фортепианное творчество Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Моцарт-пианист .......... 83
ЧАСТЬ II
Глава I. Фортепианная культура Западной Европы в конце XVIII — первой половине XIX века. Деятельность виртуозов. Лондонская школа; М. Клементи и его ученики; Д. Фильд. Венская школа; И. Гуммель .......... 111
Глава II. Л. ван Бетховен. Его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений .......... 124
Глава III. Передовые творческие тенденции в фортепианной музыке первой половины XIX века. Чешские композиторы и пианисты. Фортепианное искусство австрийских и немецких музыкантов. Ф. Шуберт. К. М. Вебер. Ф. Мендельсон .......... 143
Глава IV. Р. Шуман. Его взгляды на фортепианное искусство и воспитание музыканта. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация сочинений Шумана .......... 164
Глава V. Искусство виртуозов в 30–40-е годы XIX века. Парижская школа; Ф. Калькбреннер. Педагогическая деятельность К. Черни. С. Тальберг. И. Мошелес .......... 180
Глава VI. Фортепианное искусство Польши начала XIX века. Ф. Шопен. Его исполнительская и педагогическая деятельность. Черты стиля и жанры творчества. Интерпретация шопеновских произведений .......... 192
Глава VII. Ф. Лист — исполнитель и педагог. Фортепианная музыка Листа; стилевые черты, жанры. Интерпретация произведений композитора .......... 213
Глава VIII. Фортепианное искусство второй половины XIX века. Немецкая школа. И. Брамс и его фортепианное творчество. Пианисты академического направления. Веймарская школа; Г. Бюлов, К. Таузиг, Э. д’Альбер и другие ученики Ф. Листа. Развитие теоретической мысли в области фортепианного искусства .......... 235
Глава IX. Французская школа. К. Сен-Санс. С. Франк. Французское фортепианно-исполнительское и педагогическое искусство. Норвежская школа. Э. Григ. Западнославянские композиторы и пианисты. Б. Сметана. Польские пианисты и педагоги. Т. Лешетицкий .......... 252
Глава X. Русское фортепианное искусство конца XVIII — первой половины XIX века. М. Глинка. Период 60-х годов и его значение в развитии фортепианного искусства. А. Рубинштейн; его музыкально-общественная, исполнительская, педагогическая и композиторская деятельность. Н. Рубинштейн. Русская мысль о фортепианно-исполнительском и педагогическом искусстве .......... 273
Глава XI. Фортепианное искусство композиторов Могучей кучки. М. Балакирев, его исполнительская деятельность и фортепианные сочинения. М. Мусоргский — пианист и автор фортепианных произведений. Фортепианные сочинения Н. Римского-Корсакова и А. Бородина. Фортепианное творчество П. Чайковского. Исполнение его сочинений .......... 297
Нотные примеры .......... 321
Библиография .......... 407