Содержание

Предисловие ………. 5

Раздел первый. Теоретические основы художественно-эстетического образования и воспитания

1.1. Вариативность подходов к преподаванию курса «Методика преподавания мировой художественной культуры и искусства» в учреждениях высшего образования ………. 8

1.2. Пути формирования художественного мировоззрения личности ………. 22

1.3. Художественно-эстетическое воспитание и образование школьников ………. 28

Раздел второй. Художественно-эстетическое воспитание школьников в системе общего образования

2.1. Характеристика целей, задач и содержания курсов «Мировая художественная культура» и «Искусство» ………. 40

2.2. Комплексное использование различных видов искусства в художественном образовании школьников ………. 50

2.3. Педагогические условия развития творческого потенциала обучающихся в процессе изучения курсов «Мировая художественная культура» и «Искусство» ………. 56

Раздел третий. Методика преподавания курсов «Мировая художественная культура» и «Искусство» в образовательных учреждениях

3.1. Специфика преподавания курсов «Мировая художественная культура» и «Искусство» в школе ………. 72

3.2. Принципы обучения в процессе преподавания курсов «Мировая художественная культура» и «Искусство» ………. 77

3.3. Методы и приемы обучения в процессе преподавания курсов «Мировая художественная культура» и «Искусство» ………. 83

3.4. Современный урок как форма художественного образования и воспитания школьников ………. 96

3.5. Использование инновационных технологий на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе ………. 118

3.6. Место и роль основной образовательной программы в системе документов ФГОС ООО ………. 136

3.7. Анализ программ и учебно-методических комплектов по курсам «Мировая художественная культура» и «Искусство» ………. 144

3.8. Система внеклассных занятий по курсам «Мировая художественная культура» и «Искусство» ………. 154

Раздел четвертый. Художественный образ как средство воздействия на духовный потенциал личности

4.1. Мир искусства: виды, способы художественного освоения действительности ………. 168

4.2. Искусствоведческие понятия и их классификация ………. 176

4.3. Художественный образ как категория познания жизни через искусство ………. 184

4.4. Методика раскрытия художественного образа в литературе и музыке ………. 196

4.5. Методика раскрытия художественного образа в архитектуре и скульптуре ………. 220

4.6. Методика раскрытия художественного образа в живописи и графике ………. 243

4.7. Методика раскрытия художественного образа в декоративно-прикладном искусстве и дизайне ………. 263

4.8. Методика раскрытия художественного образа в художественной фотографии и компьютерной графике ………. 284

4.9. Методика раскрытия художественного образа в синтетических видах искусства ………. 294

Раздел пятый. Современные подходы к организации художественного образования и воспитания школьников

5.1. Развитие творческой активности обучающихся в различных видах художественной деятельности ………. 316

5.2. Художественное самообразование обучающихся ………. 336

5.3. Формирование интегративных художественных знаний обучающихся ………. 344

5.4. Использование современных средств обучения на уроках мировой художественной культуры

и искусства ………. 367

Раздел шестой. Приоритетные профессиональные качества личности учителя мировой художественной культуры и искусства

6.1. Профессионализм учителя мировой художественной культуры и искусства как основа качественного образования ………. 384

6.2. Личностно ориентированная профессионально-педагогическая подготовка преподавателя мировой художественной культуры и искусства ………. 399

Заключение ………. 413

Рекомендуемая литература ………. 415

Словарь ………. 423

ПРИЛОЖЕНИЯ ………. 441