Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ ………. 5

Раздел первый. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА НАД ТАНЦЕВАЛЬНОЙ РЕЧЬЮ ………. 9

Чему учиться — «ремеслу» или «искусству»? ………. 9

О чем молчит танцевальная речь? ………. 11

Традиционное танцевальное движение ………. 12

Рисунок танца ………. 20

Характер персонажа (манера поведения) ………. 25

Семь «колен» русской пляски ………. 27

Структура танцевального рисунка ………. 31

Характер проявляется в мелочах ………. 37

Подбор музыкального материала ………. 41

Анализ музыки ………. 43

Чтоб зримым стал звук ………. 49

Исходный пластический мотив ………. 51

От исходного мотива к связной речи ………. 54

Этюд как школа балетмейстерского мастерства ………. 57

Работа с мотивом-рисунком ………. 58

Работа с мотивом-движением ………. 68

Работа с мотивом-характером ………. 91

Раздел второй. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ТАНЦА ………. 107

Три слоя хореографического произведения ………. 108

Содержание и форма ………. 113

Содержательная форма и ее составляющие ………. 129

Дайте волю своему воображению ………. 140

Наполнение содержательной формы народно-сценического танца ………. 157

Раздел третий. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ И ДРАМАТУРГИЕЙ ТАНЦА ………. 168

Информационная значимость танцевального языка ………. 171

Диалектическая сущность сценического танца ………. 173

Определяющее значение зрительского восприятия ………. 184

Как балетмейстер учитывает зрительский интерес ………. 192

Некоторые «секреты» сцены ………. 198

Как формируется интрига танцевального произведения? ………. 207

Трехликий автор танцевального произведения ………. 217

Драматургическое действие в народно-сценическом танце ………. 219

Музыкальная драматургия народно-сценического танца ………. 226

Интонация как молекула танцевальной музыки ………. 228

Как организуется звуковой процесс в танцевальной музыке ………. 233

Как формируется интонационно-драматургическая картина в танцевальной музыке ………. 238

Музыкальная драматургия как основа танцевального замысла ………. 245

Литературное оформление танцевального замысла ………. 248

Программа (сценарий) народно-сценического танца ………. 253

Этюдная работа над сценическим танцем ………. 291

Работа над экспозицией ………. 296

Работа над завязкой ………. 311

Работа над развитием действия ………. 319

Работа над кульминацией ………. 334

Работа над развязкой ………. 338

Раздел четвертый. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА НАД КОМПОЗИЦИОННОЙ ФОРМОЙ РУССКОГО НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА ………. 341

Что представляет собой музыкально-танцевальная форма? ………. 343

От обрядовой магии к сценической пляске ………. 344

Сольная сценическая пляска ………. 349

Обычайная русская парная пляска ………. 357

Плясовые миниатюры (скоморошьи «потехи») ………. 361

Обогащая опыт и развивая традиции… .................................364

Русский народно-сценический танец в XX веке ………. 369

Принципы современной народно-сценической хореографии ………. 375

Сценические кадрили и лансье (ланце) ………. 379

Кадрильные пляски ………. 386

Сценические хороводы ………. 390

Хороводные пляски ………. 396

Переплясы ………. 398

Танцевальные сюиты ………. 401

Сюжетные хореографические произведения ………. 402

Сюжетные танцы и сюжетные хореографические миниатюры ………. 408

Хореографическая картина ………. 413

Вокально-хореографическая композиция ………. 416

Раздел пятый. РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА ………. 420

«Загадочный» танцевальный жанр ………. 420

Местный колорит ………. 428

Как взять «лунный грунт»? ………. 435

С первоисточником наедине ………. 439

Идти разными путями ………. 445

Перевести в иной мир ………. 446

Подчиняясь, воспроизвести ………. 450

Методом реставрации ………. 454

Сценическая обработка ………. 457

Авторские постановки на основе фольклора ………. 464

ПОСЛЕСЛОВИЕ ………. 469

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………. 470